Следовательно, мой идеализм исходит из вот-бытий-ного эмпиризма, то есть из опыта бытия, и от его авторитета он верифицирует любой объект, любое логическое рассуждение. Это неопровержимо в силу того факта, что никто не может отрицать перед индивидом очевидность того, что «он есть».

Из того же опыта, который выявляет мою очевидность, я познаю другое, которое воспринимаю и знаю как сосуществующее со мной.

Правда или нет то, что я существую? Даже во время дискуссии я удостоверяю себя именно через полагание своего собеседника, пусть и выступающего против меня. Именно электрон доказывает реальность универсума, а не наоборот, то есть для меня мир реален, потому что существую я.

Индивид-человек доказывает истинность реальности своим существованием. Каждый объект подтверждается «Я есть» и своим вот-бытием. Это не негативный солипсизм и не доведенный до крайности ограниченный субъективизм, поскольку индивид — как существующий электрон — вращается, подтверждает свою сущность и очевидность как интимную космической реальности. Человек дышит, воздух проникает в него, его глаза видят, его руки трогают, весь мир его пронизывает. Все данные вот-бытия человека делают очевидными его связи с реальностью.

Электрон не может отрицать другие электроны, магнитное поле, силовые поля и их неисчислимые вариации, тела, молекулы и т.д.; сокровенность собственного существования удостоверяет для него многочисленные отношения. Руки прикасаются к другим предметам, значит, они есть, глаза видят, значит, они есть.

Установленный мною критерий проявляет очевидность отношений. Я предложил в качестве критерия очевидность. Когда я следую этому критерию, он устанавливает контакт, и каждый контакт удостоверяет другие существования. Они существуют, так как не отличаются от предложенного мною критерия (критерий — моя очевидность, то есть очевидность того, кто смотрит и делает). Я всегда пребываю внутри этой очевидности, поэтому другое существует, потому что существую я, и его существование вносит вариации в мое существование. Все другое есть внутренние вариации меня самого, оно со мной сосуществует.

Человек постигает подобные контакты из своего здесь-бытия, из своего самоприсутствия, а не благодаря свидетельствам или дедукции. Вся онтопсихология никогда не выходит за рамки критерия самоочевидности. «Здесь-бытие» означает: вот он я, я внутри, свершающееся бытие. «Вот-бытие» — это то, что есть очевидным образом «здесь» и «таким образом».

Первым, кто употребил термин «этость» был Дуне Скот, но я использую это слово в другом значении. Дуне Скот понимал под «этостью» разновидность присутствия души, при котором божественный дух становился присутствием, то есть речь шла об окончательной инди-видуации. Для него «этость» и «индивидуация» суть одно и то же, поскольку на теолого-философском языке последний отзвук Бога пребывает в индивиде, в его особой и неделимой единичности. Когда же я говорю «этость», я намерен раскрыть бытие*. Это не противоречит тому, что говорил Скот, а, напротив, развивает и усиливает его понимание. При помощи понятия «вот-бытия» я хочу сломать разделение на объект и субъект. Я помещаю субъекта внутрь объекта, раскалываю объект и субъект, как таковые.

Практически вот-бытие суть преодоление как объекта, так и субъекта. До тех пор пока мы устанавливаем субъект, мы вынуждены всегда предполагать наличие отношения. То же относится и к объекту. Напротив, вот-бытие есть зияние истины. Это ни субъект, ни объект, ни отношение: это зияние, это интимность того, что есть «в себе». Понятие «этости» Дунса Скота более относилось к индивиду, тогда как в моем понимании — это скорее предельное проникновение в понятие реальности путем самонаблюдения; то есть я скорее онтолог, тогда как Скот был больше психологом.

«Вот-бытие» — это то, что очевидно есть. Оно исходит от бытия: реальность раскрывается и удостоверяется без опосредования. «Вот-бытие» самообосновывается путем самополагания, то есть истина - в самосозидании, когда оно происходит из самоочевидности созидающего. Это принцип онтопсихологической науки: реальность с очевидностью выявляется в самосозидании индивида, оператора этой реальности. И нет более реального начала, чем его здесь-бытие.

Я употребляю термин «самосозидание» (аутоктиз) в двух его разновидностях:

1) как факт самосозидания сам по себе (самополага-ние) и как процесс становления, самоконструирования, или же

2) историческое самосозидание как психологический процесс.

Не существует индивид — здесь, а реальность — в другом месте: он реален, и может выражать реальность вплоть до того момента, пока она с ним соотносится. Там, где это не так, реальность не существует, ее нет, поскольку индивид не переживает ее на опыте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Этические принципы исследований с участием людей
В 1960-х гг. один из принципов первого кодекса был переработан в отдельный кодекс этики исследований с участием людей. Комитет РА, созданный по образцу комитета Хоббса и возглавляемый его бывшим у ...

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...