В детстве ребенок вследствие биологической зависимости вынужден расти в паре со взрослым-матерью, усваивая через него все лингвистические и поведенческие структуры. Ребенок воспринимает, усваивает, метаболи-зует социальную среду в соответствии с тем, как мать идентифицирует эту реальность. Мать формирует (plasma) способ идентификации реальности и окружающих, поэтому ребенок во всех своих желаниях и поступках, — когда хочет есть или пить, играть, спать, когда писается по ночам или боится чего-то, — реагирует и удовлетворяет свои потребности в соответствии с откликом матери. Ребенок выстраивает собственную типологию, ориентируясь на материнскую.

Пока ребенок не вырос (до 10-12 лет), ему для удовлетворения своих потребностей достаточно матери, полностью его понимающей. Но с возрастом его потребности увеличиваются — ему нужны новые друзья, партнер, сексуальные отношения, мотоцикл или автомобиль, когда он должен отвечать высоким требованиям социальной культуры, — поэтому старой диады ему уже недостаточно. На этой стадии, не получая удовлетворения и будучи не в состоянии реализовать свои возросшие требования, молодой человек испытывает фрустрацию, для преодоления которой он использует старый защитный механизм. Вначале именно мать шантажирует ребенка, но в дальнейшем, став взрослым, он начинает шантажировать мать . Закон шантажа двойственен, но им всегда пользуется более сильный полюс. В отношениях индивид-общество именно общество всегда шантажирует индивида.

Если маленький ребенок не получает от матери ответа на свои требования, он плачет, капризничает или заболевает. Повзрослев, в ситуации, не удовлетворяющей его возросшие потребности, он будет реагировать или насилием, или нарушением общественных норм (что соответствует детским капризам), или заболеванием психосоматического характера, или же постоянной экзистенциальной тоской (депрессией).

Бессознательно почти все люди настаивают на стиле поведения, усвоенном в диаде. При столкновении с проблемой, которую они неспособны решить, срабатывает механизм навязчивого влечения к повторению. Субъект не обновляется перед лицом новой ситуации, а все время применяет старые схемы. Даже теряя свою биологическую мать, индивид продолжает действовать в паре; он неспособен жить самостоятельно — для выживания ему всегда нужна связь.

В своих действиях субъект вынужден повторяться, осуществляя определенный тематический отбор - жить вместе с другим человеком или другой средой, которые воспроизводили бы старый стиль, усвоенный от матери. Маленькая семья исчезла, но в игру вступает большое общество, и субъект находит опору в другом человеке, в женщине, учреждении, идее. Следовательно, он осуществляет свое социальное взаимодействие, будучи всегда связанным со своей «половиной».

Общество — со своими тюрьмами, школами, больницами, общественными институтами — исполняет функцию основного ориентира материнской матрицы. Вместо того чтобы развивать личность гражданина, оно постоянно его опекает, развивая в нем психологию ассистенциализма. Таким образом, воспитывая или перевоспитывая человека, общество не развивает его критическую способность, а приноравливает его к функции обслуживания и опеки так, чтобы гражданин

Если маленький ребенок не получает от матери ответа на свои требования, он плачет, капризничает или заболевает. Повзрослев, в ситуации, не удовлетворяющей его возросшие потребности, он будет реагировать или насилием, или нарушением общественных норм (что соответствует детским капризам), или заболеванием психосоматического характера, или же постоянной экзистенциальной тоской (депрессией).

Бессознательно почти все люди настаивают на стиле поведения, усвоенном в диаде. При столкновении с проблемой, которую они неспособны решить, срабатывает механизм навязчивого влечения к повторению. Субъект не обновляется перед лицом новой ситуации, а все время применяет старые схемы. Даже теряя свою биологическую мать, индивид продолжает действовать в паре; он неспособен жить самостоятельно — для выживания ему всегда нужна связь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...

Валидность экспериментальных исследований
В главе 4 было введено понятие валидности в применении к измерениям. Этот термин также применяется к эксперименту в целом. Так же как измерение считается валидным, если измеряется именно то, что п ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...