Этиология личности

«Этиология» означает исследование причин. Поэтому понятие «этиология личности» подразумевает изучение места и причины формирования человеческого характера, определенного способа поведения, любой болезни.

Жизнь сама по себе является здоровой, если не происходит ошибки, отклонения, не зависящих от динамики самой жизни. Успешность разума и реализация творческих способностей зависят только от изначального развития жизни.

Возникновение болезни (любого типа: невротической, психосоматической, шизофренической) или социального отклонения (преступность, криминальные наклонности, социальная неприспособленность, наркомания) обычно объясняют двумя причинами. В соответствии с первой точкой зрения, все определяется наследственностью; вторая точка зрения возводит всю патологическую этиологию к влиянию социальной среды. В конечном счете, если исключить наследственные факторы, то патологическая феноменология, согласно общепринятому мнению, может быть обусловлена только факторами окружающей среды, типом общества, которое, формируя индивида, подавляет его. Этой точки зрения придерживаются, например, социальная, политическая, юридическая психология, которые приписывают всю ответственность за формирование индивида обществу с ошибочной, насильственной культурой, с агрессивными средствами массовой информации и опасными отношениями.

Однако онтопсихологические исследования показывают, что сущность болезни невозможно объяснить наследственностью: последняя может лишь повлиять на темперамент и отдельные соматические особенности. Природа, развиваясь через индивидуации, выдвигает на первый план полностью функциональных индивидов, так как иначе она не смогла бы себя проявить. Нельзя свести все и к с оциальным причинам, так как они не объясняют того, почему в одинаковой социальной среде одни люди развиваются нормально, а другие — патологически. Онтопсихологический анализ, примененный к сотням людей, убеждает в том, что, несмотря на экономическую, историческую, физическую ситуацию или географическое положение, причина любого патологического отклонения индивида не зависит от его социального окружения. Сопоставление в рамках онтопсихоло-гических исследований трех критериев — 1) оценки, которую субъект давал самому себе и собственным действиям, исходя из собственной системы ценностей (системная и традиционная мораль), 2) источника комплекса (или места возникновения этого комплекса) и 3) критического анализа сновидений — однозначно указывало на семью как на единственную причину, подготав-ливаюпгую любое патологическое расстройство.

Семья остается первой структурой, задающей базовую матрицу любого регресса субъекта. Все иные видимые причины являются лишь сопутствующими факторами, которые усиливают, конкретизируют или характеризуют имеющуюся болезнь. Тут неизбежно возникает вопрос: почему же роль семьи недостаточно освещается в психологической литературе и не вскрывается в психологических исследованиях, посвященных изучению индивида? ществует три фактора, препятствующих этому:

а) Диалектика, внутренне присущая каждому комплексу (бессознательная психическая величина), которая цен-зурирует и вытесняет первопричину заболевания субъекта.

б) Полное доверие индивида к первым аффективным проявлениям со стороны других.

Пример, иллюстрирующий это положение, можно обнаружить в психологии животных. Все детеныши, включая и человеческого ребенка, влюбляются в партнера-мать, стремятся к физически-аффективному контакту с матерью, приобретают то или иное поведение, строение тела и привычки, подражая ей. Для любого новорожденного взрослый представляет собой своеобразный ответ. Малыш связывает, отождествляет себя со взрослым, который играет для него роль первой безопасной среды. Что касается человека, то субъект выстраивает основы собственного «Я», опираясь на образец, представленный взрослым-матерью; он учится двигаться, говорить, жестикулировать, усваивает базовую модель сознания, ориентируясь на поведение взрослого-матери. Новорожденным не свойственен процесс самоидентификации, но лишь процесс гетероидентификации: на основе идентичности другого субъект в дальнейшем формирует собственную идентичность. У человека этот процесс разворачивается до четырехлетнего возраста (в некоторых случаях даже до двухлетнего) и окончательно завершается к шести годам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...

Этические принципы исследований с участием людей
В 1960-х гг. один из принципов первого кодекса был переработан в отдельный кодекс этики исследований с участием людей. Комитет РА, созданный по образцу комитета Хоббса и возглавляемый его бывшим у ...

Способы познания
Давайте задумаемся над чем-нибудь, что мы считаем безусловно верным. Это может быть нечто совсем простое, вроде мысли о том, что сад лучше поливать утром, а не вечером, или нечто сложное, как, нап ...