в) Потребность, заложенная юридическими категориями нашей социально-антропологической системы. Все человеческое общество выстраивает свои правила, юриспруденцию, групповой распорядок, поведение и культуру на основе семьи. Семья представляет собой базовую единицу любого политического или юридического учреждения. Она уже давно превратилась в «чип», в устройство, идентифицирующее формальные процессы коммуникации. Поэтому мы можем испытать, понять на сознательном уровне только то, что задано в нашем существовании первоначальным семейным чипом. Семья не существует априори. Она сама является порождением сетевого эффекта общественной идеологии. Так, все искусство, и в особенности театр, кино и литература, является утверждением семейного стереотипа.

Диада

Понятие диады неустранимо в реальности человека. «Диада» означает движение вдвоем, при котором движение одного не может осуществляться без совпадения с движением другого. Речь идет о единстве действия, исходящем из двух центров, один из которых не может жить без сосуществования с другим. К примеру, наши легкие не могут функционировать без кислорода.

Перенеся эту концепцию на отношения мать-ребенок, следует различать реальность диады в здоровом и больном человеке.

Здоровый человек, как все дети, с рождения подвержен влиянию семейной среды и господствующей семантики взрослого-матери. Однако, в период с шести до восемнадцати лет он начинает разрушать диаду, открываясь культурному разнообразию собственной экзистенциальной виртуальности.

Процесс, происходящий в диаде, отображен на рис. 10.

С рождения и в течение всего периода отрочества все люди питаются от диады и сосуществуют с ней. Один полюс можно отождествить со взрослым-матерью, другой — с «Я» субъекта. Вначале действие всегда однозначно. Со временем здоровый человек, накапливая опыт и переживания, смещает центр движения все более в сторону «Я».

Действие становится личным. Подобно тому, как каждая клетка, рождаясь из другой, затем, по мере развития (если речь идет о здоровой клетке), отделяется от нее, так и человеку необходим этот разрыв, хотя и болезненный, для достижения реальной автономии. В результате разрушения диады ее сила воссоединяется в одном целом (образует единство), которое теперь может взаимодействовать с единством жизни, пребывая в нем. Рис. 10. «Диада»

Рис. 10. «Диада»

До тех пор пока субъект пребывает в диадических отношениях, он не способен действовать как единое целое. Пока человек раздвоен, он воспринимает реальность только расщепленным образом. Напротив, когда субъект реализует собственное единство действия в своем мыслящем «Я», ему открывается возможность цельной жизни. Достигнув внутреннего единства, индивид способен постичь реальность «в себе» в целостной (холистической ) динамике.

Такова перспектива интенциональности природы. Действительно, в историческом плане кажется, что большинство людей тем или иным образом сохраняют свою привязку к диадическим отношениям. В рамках первого фундаментального отношения «индивид-семья» мать — а посредством нее семья и общество — закладывает тип поведения субъекта. В дальнейшем, эта матрица будет задавать единственное, неизменное и неустранимое направление всего жизненного пути взрослого человека. Почти всегда это выражается как доминантный комплекс. Этот комплекс превалирует над всеми другими возможностями поведения, из-за чего в жизни — в бизнесе, в науке, в политике — субъект будет выбирать только мужчин и женщин того типа, который утвержден диадой.

Диада как бы вводит материнский язык, закладывает основы воспитания, поэтому субъект будет выбирать только тех людей, те предметы и ситуации, которые соответствуют этой основной линии, остальных он просто не заметит. Если онто Ин-се представляет собой открытый, экономический разум, благодаря которому всегда выбирает наиболее эффективные, соответствующие субъекту ситуации, то диада вводит доминантный комплекс, из-за которого индивид может развиваться исключительно в соответствии с данной типологией пространства, действия, контактов, экономии и т.д. В жизни (и во взаимоотношениях) выбор, осуществляемый человеком, основывается на матрице, заложенной диадой в детстве.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...

Проблема создания эквивалентных групп
Есть два основных способа создания эквивалентных групп для проведения меж-субъектных экспериментов. В идеальном случае используется случайное распределение, второй способ — уравнивание. ...

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...