в) Потребность, заложенная юридическими категориями нашей социально-антропологической системы. Все человеческое общество выстраивает свои правила, юриспруденцию, групповой распорядок, поведение и культуру на основе семьи. Семья представляет собой базовую единицу любого политического или юридического учреждения. Она уже давно превратилась в «чип», в устройство, идентифицирующее формальные процессы коммуникации. Поэтому мы можем испытать, понять на сознательном уровне только то, что задано в нашем существовании первоначальным семейным чипом. Семья не существует априори. Она сама является порождением сетевого эффекта общественной идеологии. Так, все искусство, и в особенности театр, кино и литература, является утверждением семейного стереотипа.

Диада

Понятие диады неустранимо в реальности человека. «Диада» означает движение вдвоем, при котором движение одного не может осуществляться без совпадения с движением другого. Речь идет о единстве действия, исходящем из двух центров, один из которых не может жить без сосуществования с другим. К примеру, наши легкие не могут функционировать без кислорода.

Перенеся эту концепцию на отношения мать-ребенок, следует различать реальность диады в здоровом и больном человеке.

Здоровый человек, как все дети, с рождения подвержен влиянию семейной среды и господствующей семантики взрослого-матери. Однако, в период с шести до восемнадцати лет он начинает разрушать диаду, открываясь культурному разнообразию собственной экзистенциальной виртуальности.

Процесс, происходящий в диаде, отображен на рис. 10.

С рождения и в течение всего периода отрочества все люди питаются от диады и сосуществуют с ней. Один полюс можно отождествить со взрослым-матерью, другой — с «Я» субъекта. Вначале действие всегда однозначно. Со временем здоровый человек, накапливая опыт и переживания, смещает центр движения все более в сторону «Я».

Действие становится личным. Подобно тому, как каждая клетка, рождаясь из другой, затем, по мере развития (если речь идет о здоровой клетке), отделяется от нее, так и человеку необходим этот разрыв, хотя и болезненный, для достижения реальной автономии. В результате разрушения диады ее сила воссоединяется в одном целом (образует единство), которое теперь может взаимодействовать с единством жизни, пребывая в нем. Рис. 10. «Диада»

Рис. 10. «Диада»

До тех пор пока субъект пребывает в диадических отношениях, он не способен действовать как единое целое. Пока человек раздвоен, он воспринимает реальность только расщепленным образом. Напротив, когда субъект реализует собственное единство действия в своем мыслящем «Я», ему открывается возможность цельной жизни. Достигнув внутреннего единства, индивид способен постичь реальность «в себе» в целостной (холистической ) динамике.

Такова перспектива интенциональности природы. Действительно, в историческом плане кажется, что большинство людей тем или иным образом сохраняют свою привязку к диадическим отношениям. В рамках первого фундаментального отношения «индивид-семья» мать — а посредством нее семья и общество — закладывает тип поведения субъекта. В дальнейшем, эта матрица будет задавать единственное, неизменное и неустранимое направление всего жизненного пути взрослого человека. Почти всегда это выражается как доминантный комплекс. Этот комплекс превалирует над всеми другими возможностями поведения, из-за чего в жизни — в бизнесе, в науке, в политике — субъект будет выбирать только мужчин и женщин того типа, который утвержден диадой.

Диада как бы вводит материнский язык, закладывает основы воспитания, поэтому субъект будет выбирать только тех людей, те предметы и ситуации, которые соответствуют этой основной линии, остальных он просто не заметит. Если онто Ин-се представляет собой открытый, экономический разум, благодаря которому всегда выбирает наиболее эффективные, соответствующие субъекту ситуации, то диада вводит доминантный комплекс, из-за которого индивид может развиваться исключительно в соответствии с данной типологией пространства, действия, контактов, экономии и т.д. В жизни (и во взаимоотношениях) выбор, осуществляемый человеком, основывается на матрице, заложенной диадой в детстве.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...

Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет собой процесс построения и проверк ...

Психоаналитическая теория Фрейда
Теория Зигмунда Фрейда включена в эту книгу по нескольким причинам. Это была одна из самых первых четко сформулированных современных теорий личности, и она все еще сохраняет влияние в ряде дисциплин ...