Чтобы прочитывать любое самодвижение психики, психолог должен уметь следовать опыту человека, его продлевая. Отсюда начинается «шестое чувство», парап-сихическое чувство, «молчание» чувств или мистические языки, ненаучные, но универсальные и поразительно реальные. Наука же остается только скромным по объему сектором, соразмерной конвенцией, регулирующей переплетения связей общественного сосуществования людей.

Среди конечных (предельных) ориентиров зрелых процессов человеческой ментальности обнаруживается присутствие бога-личности, бога-распорядителя, некоторой энергии, обладающей собственным единством. Благодаря этому опыту индивид определяет себе целостное бытие как присутствие разумной, единой, самодостаточной, априорной имманентности, которую упрощенно называет Богом. На пике своего опыта человек познает это присутствие таким, каким оно соотнесено с ним.

Крупные религиозные институты теряют свою политическую силу, но религиозное чувство на них не заканчивается. Независимо от того, истинен ли этот бог или нет, постоянное присутствие священного имманентно опыту человека.

Мы — не случайное нагромождение элементов, а формализованная организация, обладающая собственной материей и средствами достижения конкретной цели, что определяет нас как «личность». В основе порядка, какой мы встречаем в этой природе, мы чувствуем, что кто-то поместил нас сюда, дал каждому облик и призвал к себе. Мы ощущаем, что этот кто-то является началом нашего существования.

Вступая в такую модальность опыта Бытия, мы чувствуем личное отношение к Нему: «Я» и априорное «Ты» как сущностное основание возможности универсального бытия (метафизическая диада).

Это высшая трансцендентность, в которой до предела развитое сознание человека зрит абсолютное «Ты», именующее его по имени: его и только его. От истока оно взывает к каждому как личность к личности. Это подобно тому, как если бы непрерывное обретение зрелости приводило нас к первоначалу нас самих.

Несмотря на то, что здесь кончается всякая феноменология, жажда отыскать собственное начало неумолимо томит человека. Бытие дарует основание экзистенциальной мотивации человека. Завершенность некоего события требует самодостаточной логики, которая оправдывала бы присутствие «здесь и сейчас» этого человека и всех остальных, которые были, есть и будут. Только при этом условии ум и пытливость человека обретут покой.

Три способа понимания бытия никогда не бывают строго разграничены и не исключают определенного единства смыслов между ними. В сущности, все они, и даже с помощью аналогичных семантических значений, заключают, что «бытие есть», а «небытия нет». Таким образом, в любой бытующей или существующей, или проявляющейся вещи налицо имманентность или причастность Бытия.

Следовательно, можно выделить Бытие «в себе», бытие прикладное и бытие определенное (specificato). Иными словами — Бытие метафизическое, бытие универсальное (все вещи соучаствуют в нем в разной мере) и бытие индивидуализированное. Последнее есть единое или единство действия, существующее совместно и неделимо, но отличающееся от любого другого.

Онто Ин-се является посредником этих трех реальностей: абсолютного первопринципа, взывающего к нему из его собственной сокровенной глубины, сопричастности к универсуму смыслов и индивидуальному вот-бытию.

На основе трансцендентного Бытия онто Ин-се находится в отношении с первоначалом, на основе общего бытия онто Ин-се находится в отношении с космосом, универсумом, жизнью, а на основе индивидуального бытия оно соотнесено с человеком как историческим вот-бытием. Именно поэтому человек космотеандричен .

Смысл святыни — это отношение онто Ин-се к принципу жизни. Смысл любви, братства, общественности, расы, дружбы, любви к ближнему связан с отношением к общему бытию. Отношения человека к трансцендентному Бытию и бытию общему бывают верными в той мере, в которой индивид верен (точен) в отношении к самому себе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...

Валидность экспериментальных исследований
В главе 4 было введено понятие валидности в применении к измерениям. Этот термин также применяется к эксперименту в целом. Так же как измерение считается валидным, если измеряется именно то, что п ...

Многомерный анализ
Двумерный анализ направлен на исследование взаимосвязей .между любыми двумя переменными. С помощью многомерного анализа изучаются взаимосвязи более чем двух переменных (часто количество переменных ...