Убедитесь, что информация подается в виде, приятном с эстетической точки зрения. Правильная подача информации включает оставление полей сверху, снизу и по краям целого сообщения, отступ в начале каждого промежуточного утверждения и использование шрифта разных размеров, а также полужирного или подчеркнутого шрифта.

Вставляйте, где это уместно, иллюстративные графические фрагменты. Если вы работаете с компьютерной графикой, вы можете рассмотреть возможность вставки какого-нибудь готового графического фрагмента. В комплект большинства пакетов компьютерной графики входит множество разнообразных готовых иллюстративных фрагментов, которые вы можете включить в свой документ. Вы также можете купить относительно недорогие программные пакеты, содержащие тысячи таких картинок. Уместная вставка графического фрагмента может придать вашему наглядному пособию как более профессиональный, так и более впечатляющий вид. Будьте осторожны, потому что здесь можно и переусердствовать. Не перегружайте ваше сообщение ненужными картинками. Рис. 15.10. Сравнительные диаграммы

Рис. 15.10.

Сравнительные диаграммы

Chronicle of Higher Education, Almanac Issue, August 28, 1998, p. 18.

Теперь давайте посмотрим, как мы сможем использовать всю эту информацию. Плакат на рис. 15.11 содержит много важной информации, но обратите внимание, как непривлекательно он выглядит. Как вы можете заметить, оратор, изготовивший это наглядное пособие, игнорировал все правила эффективной презентации. Однако путем нескольких обдуманных упрощений этот оратор мог бы получить плакат, изображенный на рис. 15.12

Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ВЫ запомнили три правила ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Уменьшайте количество мусора, который создается использованием слишком большого количества упаковочных материалов или материалов, не поддающихся переработке.

Используйте полотенца из ткани вместо бумажных полотенец, керамическую посуду вместо пластиковых тарелок, стеклянные бутылки вместо алюминиевых банок.

Собирайте мусор, поддающийся переработке, правильно сортируйте его и приносите в пункты приема перерабатываемых отходов.

Рис. 15.11.

Неразборчивый и громоздкий плакат ряет внимание на главных моментах выделением ключевых слов (уменьшайте, используйте, перерабатываемые отходы), высвечивает основные детали и включает графический фрагмент, придавая тем самым информации профессиональный вид. Рис. 15.12. Простой, но эффективный плакат

Рис. 15.12.

Простой, но эффективный плакат

Как сделать выбор

Вот несколько ключевых вопросов, на которые вам нужно ответить, чтобы сделать наилучший выбор типа наглядных пособий.

Какие идеи в моей речи наиболее важны? Наглядные пособия и представленный на них материал обычно хорошо запоминаются. Старайтесь использовать их только для выражения наиболее важных идей своей речи.

Как велика аудитория? Тип наглядного материала, который будет работать для аудитории из двадцати или менее человек, сильно отличается от того типа материала, который будет работать для аудитории из сотни или более человек. Например, если ваша аудитория — двадцать или менее человек, как чаще всего и бывает в случае выступлений перед учебной группой, вы можете выбрать для демонстрации относительно небольшие предметы или модели — все смогут их увидеть. Для очень больших аудиторий вам потребуются проекционные изображения, которые можно легко рассмотреть с расстояния 30 или 50 метров.

Всегда ли необходимое оборудование будет в вашем распоряжении? Может случиться так, что вы будете произносить свою речь в помещении, не оборудованном электронными дисплеями. В университете Цинциннати, например, в большинстве аудиторий есть только обычная классная доска, диапозитивный проектор и электрические розетки. Если вы хотите использовать что-то еще, вам нужно будет принести это с собой или взять во временное пользование в офисе университета, если это возможно. Будьте готовы к неожиданностям! Если вы договорились о временном использовании оборудования, подготовьтесь к возможности того, что оборудование не прибудет вовремя или что оно не будет работать так, как вы предполагали. Справьтесь заблаговременно, все ли в порядке, приходите на место своего выступления пораньше и, на всякий случай, имейте в запасе различные варианты наглядных пособий.

Окупается ли время, которое нужно затратить на изготовление или приобретение наглядных пособий? Наглядные пособия — это дополнения к вашей речи. Вы используете их, для того чтобы сделать акценты на том, о чем вы говорите словами. Если вы считаете, что определенное наглядное пособие поможет вам достигнуть своей цели, тогда время потрачено не зря. Но вряд ли стоит тратить огромное количество времени на подготовку наглядных пособий, иллюстрирующих второстепенные положения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет собой процесс построения и проверк ...

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...

Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные не ...