Сейчас вы уже готовы к тому, чтобы поговорить о том, как адаптировать свой материал к особенностям аудитории с помощью наглядных пособий — средств развития выступления, которые позволяют аудитории воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно. Наглядные пособия помогают прояснить и заострить информацию, переданную в вербальной форме, и их использование пойдет вам на пользу. Каким образом? Во-первых, люди склонны воспринимать намного больше информации, когда идеи обращены одновременно и к зрению, и к слуху, по сравнению с тем, когда они обращены только к слуху (Tversky, 1997). Во-вторых, люди обычно помнят информацию, представленную на наглядных пособиях, даже по прошествии долгого времени (Patterson, Danscreau, & Newbern, 1992). Давайте посмотрим, какие наглядные пособия вы можете взять с собой и какие вы можете сделать. Затем мы обсудим способы и средства демонстрации наглядных пособий, способы их изготовления и принципы выбора.

Наглядное пособие

— средство развития выступления, позволяющее аудитории воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно.

РАЗЛИЧНЫЕ ГОЛОСА

Потребность быть: социокультурное значение языка черных

Ширли Н. Уэбер

Одна из главных особенностей адаптации к другим культурным группам — это понимание их ожиданий и их реакций на ваши слова. В приведенной выдержке Ширли Уэбер описывает точку зрения черных слушателей на роль аудитории в выступлении оратора.

Чтобы в полной мере понять и признать язык черных и его функцию в черном сообществе, важно понимать, что хотя философские системы, руководящие жизнью различных групп в Африке, отличаются друг от друга, некоторые общие концепции можно найти во всех африканских культурах. Один из главных принципов — это вера в то, что все на свете имеет причину. Ничто не существует просто так, без цели и последствий. На базе этого Джон объясняет смысл четырех основных элементов жизни, каковыми являются: Мунту — люди, Кинту — вещи, Ханту — время и место и Кунту — модальность. Эти четыре элемента существуют не как статичные объекты, а как силы, которые осуществляют влияние и имеют последствия. Например, в концепции Ханту запад — не просто место, определенное географическим положением, но сила, влияющая на восток, север и юг. Поэтому термин «западный мир» связывается с образом жизни, который может либо дополнять другие образы жизни, либо бросать им вызов. Западный мир рассматривается как сила, а не как место. (Это применимо также и к другим трем элементам.) Мунту, или человек, отличается от трех других элементов тем, что он обладает Номмо, магической властью над миром. Ничто не существует без Номмо. Следовательно, человек, обладатель Номмо, является господином всех ве-щей_

Номмо — настолько сильный и уважаемый фактор в черном сообществе, что лидером там может стать только тот, кто хорошо владеет ораторским искусством. Одно из главных качеств, необходимых лидеру черного населения, — это умение наиболее красноречиво выразить нужды людей. И поскольку Мунту управляет энергичным и действенным Номмо, оратор должен пробуждать и порождать движение и энергию в своих слушателях. В частности, это делается посредством использования живого и образного языка. Говорят, что из пяти канонов речи Инвенцио, или изобретательность, является наиболее используемым среди черных американцев. Молефи Асанте называет это «осуществление себя в оригинальной форме», или необходимость строить свою речь из чего-то нового. Так что, хотя само сообщение может быть одним и тем же, но аналогии, истории, образы и т. п. каждый раз должны быть свежими, новыми и живыми.

Поскольку ничто не существует без Номмо, оно также является силой, которая создает чувство общности среди тех, кто общается между собой, до такой степени, что оратор и аудитория становятся единым целым, как отправитель и получатель сообщения. Таким образом, слушающая и реагирующая аудитория важна не менее, чем оратор, потому что без ее одобрительных возгласов и замечаний выступление не может быть успешным. Взаимодействие между оратором и слушателями носит название «призыва и ответа» и является частью африканского видения мира. Это видение основано на том, что все элементы и силы взаимосвязаны и неразделимы, так как они работают вместе для достижения общей цели и для того, чтобы создать чувство общности между говорящим и слушающими.

Различие между черными и белыми слушателями довольно ярко проявилось недавно в классе, где я читаю лекции по афро-американской истории. Во время лекции одна из наиболее говорливых черных студенток стала реагировать на мои сообщения одобрительными замечаниями вроде «правильно», «точно», «вот это правильно». Вскоре к ней присоединились еще несколько черных студентов, дававших такие же комментарии. Я заметила, что это удивило и смутило некоторых белых студентов. Когда я спрашивала их об этом позже, они отвечали, что не привыкли, чтобы в одно и то же время говорил более чем один человек, и они никогда бы не смогли говорить и слушать одновременно. Они находили комментарии раздражающими и отвлекающими. Я, как лектор, находила эти комментарии вносящими свежую струю и вдохновляющими для себя. Черная студентка, инициировавшая эти реакции, без всякого труда понимала то, что я говорила, одновременно реагируя на это, и не считала себя «невоспитанной».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Особенности научного мышления в психологии
Способ мышления, характерный для ученых в целом и исследователей-психологов в частности, имеет определенные особенности. Во-первых, исследователи полагают, что явления действительности, в том числ ...

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...