Матричный образ можно выявить тремя способами: при помощи семантического поля, онейрического или имагогического анализа, анамнеза полезных или вредных аффективных импульсов. На самом деле действие «Сверх-Я» предвосхищает любое другое действие не только из-за агрессивности родительской среды, испытанной ребенком в детстве, но и вследствие чрезмерного вознаграждения «Я», которое, соответственно, не получая стимула к развитию, структурируется со скудным психическим квантом. Наиболее явным негативным следствием этого является отклонение субъекта от собственной эгоической функции из-за комплексуаль-ной фиксации и утрата онтического напряжениня.

Последние уточнения следует внести относительно «Сверх-Я». «Сверх-Я» — это совокупность стереотипов социального радиуса действия; это наиболее компактная и полная структура, поддерживающая все идеологические, юридические и патологические понятия социума. «Сверх-Я» — это продукт общества, которому удается структурироваться в организмической внутренней сущности.

Поверх того, что предустановлено организмическим Ин-се, социум вносит собственную информацию и путем обстоятельного повторения влияет настолько, что человеческий организм вынужден ее ассимилировать ради своего выживания.

Сама по себе функция «Сверх-Я» позитивна, будучи сущностно необходимой для роста и развития индивида. Без «Сверх-Я» индивид умер бы, не смог бы пройти путь становления. В своей простейшей форме «Сверх-Я» представляет закон выживания. Это то опосредование, через которое формирующемуся малышу передается все то, что накоплено социальным становлением (все то, что образует культуру и функцию взрослого человека). «Сверх-Я» — это вариация или инверсия априорного «Я». В действительности, это отклонение, производимое монитором отклонения в отношении информации априорного «Я».

С момента рождения ребенок получает возможность пользоваться очень выгодной для него функцией, до исполнения которой он никогда бы не пришел самостоятельно: все то, что формализовано на протяжении истории великого становления мира взрослых, предоставляется в распоряжение малышу для его роста. С помощью «Сверх-Я» — через воспитание — ребенок усваивает язык общения, научается выбирать себе пищу, уклоняться от чужой агрессивности и добиваться максимальных результатов. За формулировками «мама», «папа», «семья», «общество» и др. следует видеть, прежде всего, инструменты, отданные в пользование индивиду

Можно сказать, что «Сверх-Я» структурирует модальность инстинкта и обусловливает любую энергетическую функцию жизни цивилизованного человека. Видя в «Сверх-Я» набор правил, успешных для жизни в социуме, бессознательное мало-помалу постепенно превращает его в одну из прочных структур. В детстве, в подростковом возрасте и юношестве «Сверх-Я» превращается в абсолют, не допускающий возможности осуществления креативного метаболизма.

«Я», а также большая часть бессознательного на всю жизнь «подогнется» под единый формат этой примитивной структуры, а «Сверх-Я» — некогда ценнейшее средство помощи — оборачивается чудовищным соглядатаем-душителем.

Защитные механизмы

С самого рождения жизнь дарует человеку защитные механизмы. Все известное нам в качестве искажающих механизмов изначально проистекает из первичной структуры жизни: психоорганика наделена защитными механизмами по природе, а не усваивает из социума или из бессознательного взрослых.

Искажающими защитные механизмы становятся при их трансформации в ограничивающие структуры и длительном использовании даже при полном отсутствии препятствий для жизненного метаболизма. Именно там, где социум распространяет жизненную информацию, организм подвергается манипуляции и ошибочно информируется относительно объекта и окружающей среды.

Когда информация, которая изначально несла жизнь, поступает в центр, обусловливающий организм, или же в точку, откуда устанавливаются отношения организма со средой, она перехватывается и корректируется таким образом, что заставляет организм забить тревогу.

Организм, сбитый с пути своей мудрости, подвергается переинформированию и включает защиту, при которой он подсоединяется к оправдывающим его объектам; реквизиция, проведенная «Сверх-Я», может представить информацию жизненного послания как смертельную опасность.

Основными механизмами, к которым прибегает индивид, обеспечивающими структурную организацию и функционирование всех остальных, приводимых ниже, являются ассоциация/смещение и вытеснение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Особенности научного мышления в психологии
Способ мышления, характерный для ученых в целом и исследователей-психологов в частности, имеет определенные особенности. Во-первых, исследователи полагают, что явления действительности, в том числ ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...