Научное познание неизбежно требует понимания векторной динамики или организующей (констеллирую-щей) структуры. Начинать следует всегда с первичного аспекта, которому подчинены все второстепенные, то есть с метафизического исследования. Под «метафизикой» я понимаю постижение среди движущих сил упорядочивающего первоначала, находящегося «по ту сторону» всех тех данных, которые доступны научному познанию и выявляются с помощью пяти органов чувств. Упорядочивающее первоначало — это цель, которая поддерживает все прочие содействующие факторы и, следовательно, служит универсальным знаменателем.

За любой составляющей ситуации и любым аспектом поведения индивида наличествует цель, которая включает их в свой гештальт. Для понимания того, к чему обращено данное конкретное действие, необходимо отыскать конечную цель всего индивида, которая первична, поскольку является эпицентром всех регистрируемых и поддающихся наблюдению данных.

Исследование можно назвать метафизическим, если оно изучает то запредельное, которое способно упорядочить все сплетение второстепенных целей. По природе конечная цель заключена в перводвигателе, но обнаруживает она себя на крайней стадии реализации; рационально ее можно различить по создающему ее принципу, ради которого она и создается (эффективность и нацеленность). Сущность конечной цели человека единосущна свойствам онто Ин-се: это принцип (начало) существования определенным образом в рамках экзистенции. Этот принцип может также называться константой «Н».

Знание этого наделяет полномочиями проводить чистое исследование, то есть оно позволяет проникать в любую научную дисциплину силой оперативного знания. И в этом оно определяет себя в качестве онтологической философии.

Осуществление смысла-судьбы в метафизическом горизонте

Если бытие есть, то оно существует как совершенное, оптимальное, всеобщее и завершенное бытие. В своем совершенстве оно не ведает ни рождения, ни смерти, ни, соответственно, становления. Не имея составных частей, оно всегда суть единое целое. «Я», маленький человек, понимаю, что существую, и этот факт моего существования противопоставляет меня ничто: я вижу, что рождаюсь и умираю, и — подобно мне — рождаются и умирают другие люди. Среди мне подобных я не нахожу того принципа, который оправдывал бы мое начало и мой конец. Если все рождаются и все умирают, то кто был первым? Первый начавший существовать должен был обладать властью над существованием: лишь это может породить существование. Начало должно лежать в чем-то, что есть всегда.

Рассуждая рационально-логически, если я соглашаюсь с тем, что я был рожден кем-то, кто был сначала, а затем исчез, то, исследовав все возможные варианты подобного предположения, я по-прежнему остаюсь в положении, где есть рождение и есть смерть: я не могу установить принцип существования, исходя из константы жизни и смерти.

Моя логика способна к пониманию, лишь если существует некое «первоначало», оправдывающее себя и, следовательно, узаконивающее все дальнейшие умозаключения. Есть некое начало настолько абсолютное, что никогда не изменяется. Оно всегда было и всегда будет. Тогда как я нахожусь в становлении, оно пребывает вечно. Мой рассудок настаивает на этом. Я не способен найти удовлетворительный критерий существования, если не отыщу той основы, коей является бытие. Бытие суть нечто, обладающее достаточным правом оправдать для моей логики и гарантировать ей существование, рождение, смерть, — следовательно, становление.

Мой рассудок успокаивается, поскольку я допускаю нечто, что есть всегда и, следовательно, способно обусловить рождение существования любого типа.

Но мой рассудок ставит второй вопрос.

Я рождаюсь и затем умираю; в отличие от меня, создавшее меня Бытие пребывает вечно. Если я являюсь следствием того, что вечно, то и я должен бы быть вечно. Как может единое бытие делиться на время и пространство? Может ли целое становиться частью?

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...