Гуссерль утверждал, что только психология способна найти путь к жизненному миру. Конечно, для этого необходимо осуществить различные эпохе, преодолеть всевозможные состояния сознания. Мысли моего сознания есть феноменология, но не истина: это зеркало, в котором отражаются различные части моего существования, но я знаю, что представляю собой нечто гораздо большее. Мое сознание управляет отражением, показывающим мне различные направления, но не мою реальность.

Это как в системе Аристотеля: для постижения субстанции сначала необходимо преодолеть акциденции и прийти к той простоте, благодаря которой данная вещь существует и без которой ее нет. Если отрезать мне руку ногу или волосы, я по-прежнему останусь человеком. Следовательно, необходимо преодолеть различные эпохе, или, согласно Аристотелю, акциденции, для достижения субстанциального единства, или, по системе Канта, — превзойти всевозможные феномены для достижения ноумена (говорится об одной и той же реальности, пусть и на разных языках).

Современный научный взгляд дает нам формально точные правила, но они не совпадают с самодвижением природы, бытия. Мой мозг может начать ту или иную игру подобно партии в карты. Он устанавливает правила поведения, но при этом опирается на гипотезу и не отталкивается от очевидности.

Ни одна наука не исходит из очевидности: в этом и заключается кризис наук. Медицина не знает, что такое здоровье, математика не может с очевидностью обосновать данность точки, физика — кванта, музыка не ведает, какое созвучие раскрывает эмоционально-эстетическую трансцендентность и т.д.

Что такое очевидность? Ты знаешь, что существуешь, это очевидно; не знаешь, каким образом, но существуешь. Я говорю об очевидности столь же сильной, с какой человек знает, что существует. Ни одна наука не обладает столь явной и четкой отправной точкой, как этот факт, однако осознание собственного существования представляет собой онтическое откровение — откровение, которое бытие дает существованию; это знание исходит не из сознания, а из внутреннего факта существования.

Сутич в свое время высказался о необходимости такой психологии, которая смогла бы прикоснуться к бытию, предположив, что именоваться она должна «онтоп-сихологией» .

Как исследователь, становясь философом или теологом и сохраняя в своей основе всевозможные социальные стереотипы, может продемонстрировать ясность и исключительный блеск ума? Конечно, прежде всего, мыслителю необходимо откорректировать себя, вернувшись к простоте истины в том виде, какой ее создает жизнь.

Мысли Гуссерля оказали на меня значительное влияние, но прийти к решению я смог не потому, что изучал Гуссерля, а благодаря своей клинической практике: всякий раз, когда передо мной оказывался больной человек, я должен был найти способ его вылечить. Онтопси-хология рождается из внутренней очевидности успешной клинической деятельности. Получая позитивные психотерапевтические результаты (после четырех-пяти консультаций человек выздоравливал), я начал анализировать свои действия и изложил в виде теории клинический опыт, наглядно представленный фактами. Я понял, что нащупал путь, предвосхищенный Гуссерлем, который искали в психологии. Однако в онтопсихологии присутствует то, что враждебно встречается современным миропониманием, а именно: чтобы понять жизненный мир и то, как бытие управляет нами, мы должны произвести метанойю .

Говоря о людях, мы ведем разговор о душах, а они таковы, какими их интенционирует дух. Душа — это момент духа как формального действия. Мы, ученые, должны проявить смирение перед чудом сотворенного природой человека. Появлению книг, библий, институтов предшествует живая книга — человек, и мы не можем неволить идеями ту «закваску», которую представляет собой человек как явление акта жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...

Квазиэкспериментальные планы
Строго говоря, «настоящие» экспериментальные исследования проводятся с использованием управляемых независимых переменных и либо эквивалентных групп в случае межсубъектных планов, либо позиционного ...