Первым о кризисе европейских наук заявил философ Эдмунд Гусерль (1859-1938 гг.) на состоявшейся в Праге в 1935 году конференции .

По Гуссерлю, несмотря на значительное развитие современной науки, отчетливо проявился ее внутренний кризис, который отображал кризис всего человечества . Гуссерль считал, что кризис всех наук по существу можно свести к кризису в психологии , предмет изучения которой — человек — является субъектом всех других (научных) исследований, и потому для преодоления кризиса всех наук в первую очередь требовалось заложить новые основы психологии. Не будучи психологом, Гуссерль, тем не менее, уже был знаком с психоанализом Фрейда, Юнга, Адлера, психологией Выготского, психопедагогикой Пиаже, бихевиоризмом Уотсона, рефлек-сопсихологией Павлова, исследованиями Вундта и Месмера, но утверждал, что ни одно из этих направлений не является той психологией, которая способна восстановить критерий точности жизни.

Гуссерль был убежден, что психологией, способной проследить критерий точности, истины, реальности, может стать только та наука, которая сумеет пройти сквозь все мнения и традиции, чтобы вступить прямо туда, где все вещи создаются согласно вечным законам мироздания. Он говорил о психологии, способной отыскать дорогу в жизненный мир.

Гуссерль предложил феноменологически-трансцендентальную психологию, способную преодолеть различные покровы и феномены, совершить различные феноменологические эпохе, чтобы подвести психолога к очевидности исконных земель своей чистой субъективности, своего трансцендентального Эго. От этого трансцендентального Эго психолог сможет понять другие Эго как полюсы одного и того же интерсубъективного измерения . В 1935 году на пражской конференции Гуссерль предложил вернуться к субъекту, очищенному от всех теорий и идеологий. Единицей познания для Гуссерля является чистая субъективность, или измерение очевидного опыта, которое предшествует дуализму, вызванному действиями рациональности. По своей природе рациональность ограничена исторически. Ее процессы проходят путем различений, и потому рациональность не может постичь целое.

Согласно воззрениям Гуссерля, чистая субъективность постигает путем очевидности в непосредственном опытном переживании вещей и мира, прежде всевозможных объяснений и теорий. Гуссерль теоретически разработал психологию, способную трансцендировать многочисленные разновидности исторического самопо-лагания человека с целью прийти к первоначалу, к онтическому моменту, — а это и есть онтопсихология.

С точки зрения А. Менегетти, проблема науки берет начало из исходной проблемы человека, который констатирует расщепленность в себе самом, отдаленность от своего Ин-се. Реальность разума человека отрезана от реальности его сущности. Это произошло не в силу ошибки в рациональных расчетах, но по причине внедрения в человеческую психику монитора отклонения — зеркального, психоделического устройства, метаболизи-рованного в зоне ретикулярной формации. Поскольку монитор отклонения построен по принципу зеркального отражения, его нельзя обнаружить в строго материальном смысле слова.

Онтопсихологические исследования стремились отстоять онтический момент в человеческом сознании, вернув человеку целостность осознания организмичес-кой информации: иными словами, найти момент соответствия критических путей следования рациональности и бытийно-экзистенциальной точки так, чтобы идея, которую формулирует говорящий или мыслящий человек, совпадала с его экзистенциальным фактом.

Всякий раз когда человек начинает мыслить, он уже «сфабрикован». Вот почему для достижения аутентичности, для понимания жизненного мира и того, как мы ведомы бытием, нам следует трансцендировать все стереотипы, комплексы, идеологии. А чтобы познать самих себя в свете собственной природной идентичности (ме-танойя), необходимо трансцендировать все те наслоения, которые перекрыли природный критерий. Мета-нойя — это коренное изменение поведения с целью его отождествления с интенциональностью онто Ин-се.

Менегетти никогда не помышлял о создании новой науки , он осознал, что открыл новый путь в то десятилетие, которое посвятил ежедневной клинической практике. Излечив сотни и сотни людей, он задумал обобщить полученный материал в теорию, которая бы структурировала рациональность терапевтического вмешательства. Менегетти было нетрудно понять шизофрению, невроз и психосоматику : для того, кто действительно хочет понять, болезнь не несет в себе тайн и загадок, однако, чтобы заниматься наукой, нужно самому быть точным . Наука точна, если возможна инверсия между тем, что она заявляет, и тем, что есть. Постичь можно все, если человек точен. Для любого человека, будь то ученый, предприниматель и т.д., быть точным — значит быть равным тому действию, которым он является. Но познает ли человек в точности так, как это даровано ему по природе?

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...