Прежде всего необходимо иметь возможность выделить (и измерить), что именно мы подразумеваем под «интенсивностью интереса», а затем взглянуть на специфические цели, которые достигаются, и эмоции, которые переживаются, в процессе следования этим интересам. Например, предположим, что исследование демонстрируетt что агрессия — это «побуждение», которое мотивирует многих людей. В этом случае необходимо исследовать, почему именно агрессивное поведение овладевает некоторыми людьми, каковы цели их действий и эмоциональные последствия.

Предполагается, что аттитюды и интересы дают ключ к выделению основных характеристик мотивации, однако Кэттелл особенно критически относится к узкому взгляду на аттитюды, принятому социальными психологами, и, с моей точки зрения, по весомым причинам. Во-первых, имеются эмпирические доказательства (упоминавшиеся выше), которые дают основание считать, что большинство «мотивационных» опросников в действительности касается стабильных личностных черт и поэтому не говорит нам абсолютно ничего о мотивационных состояниях. Очевидный способ проверить это состоял бы в том, чтобы эмпирически определить, используя для этого обсуждавшиеся выше варианты факторного анализа -- Р-анализ, цепной Р-анализ или dR-анализ, будут ли ответы на утверждения таких опросников варьировать во времени. К сожалению, лишь немногочисленные попытки такого анализа появляются в литературе, и в этой области имеется множество возможностей для исследования.

Во-вторых, он утверждает, что люди могут просто не осознавать природу своих подлинных чувств и поведения, что придает самоотчетам сомнительную ценность. Таким образом, хотя социальные психологи и базирующиеся на клинике теоретики личности — такие, как Келли и Роджерс, выстраивают целостные теории на измерении аттитюдов, Кэттелл призывает к осторожности. Рассмотрим, например, вопрос: «Насколько вы религиозны?», на который надо ответить по шкале от 1 (совсем нет) до 5 (очень сильно). Одни люди могут утверждать, что они в высшей степени религиозны, потому что, как правило, не они первые в доме выключают религиозные программы, транслируемые по радио или телевидению, или потому, что у них есть сильная скрытая убежденность в том, что люди должны быть добры друг к другу, или они верят в какое-либо божество или божества. Другие могут иметь большую коллекцию икон, регулярно принимать участие в организованных религиозных мероприятиях, воздерживаться от пиши, благосостояния и брака ради сохранения духовной чистоты, быть в высшей степени просвещенными в области учения своей религии и т.д.,.представляя такую степень причастности к обсуждаемой проблеме, которая может быть никогда и не рассматривалась первой группой. Таким образом, может быть, более разумно попытаться сделать заключение о силе интереса на основе поведения людей, а не опираясь на их отчет.

Кэттелл и Чайлд (Cattell, Child, 1975; перепечатано в: Cattell, Юте, 1977) описывают 68 «объективных» способов оценки силы интереса. Они включают предпочтение (например, выражаемое предпочтение молитвы по сравнению с рядом других специфических видов деятельности), круг чтения (доля религиозных книг), неспособность увидеть недостатки (например, невозможность перечислить многие отрицательные стороны выбранной формы религии), различные физиологические изменения (увеличение частоты пульса при виде значимого религиозного символа), количество времени и денег, затрачиваемых на деятельность, связанную с религией, знание религиозных фактов (которое, разумеется, также зависит от интеллекта), лучшее запоминание материала, связанного с религией, по сравнению с нерелигиозным материалом при предъявлении лабораторных тестов на память, убежденность в том, что виды активности, связанные с религией, в определенной степени лучше, чем многие другие (например, «лучше провести лишних 10 минут в молитве, чем проболтать с приятелем»), и т.д.

Предположим, что мы просим большую группу испытуемых выделить некоторые предметы или виды деятельности, по отношению к которъш может, по-видимому, существовать различная степень заинтересованности (их работа, футбольная игра, их религия, аборт, социализм и гастрономия). Используя некоторые или все из 68 способов получения показателей интереса, упоминавшихся в предыдущем абзаце, мы оцениваем выраженность интереса по отношению к каждому из названных видов деятельности. Вопрос заключается в том, насколько согласованно будут изменяться (усиливаться или ослабевать) все показатели интереса для каждого вида деятельности или существует несколько различных способов, посредством которых интерес может себя проявлять. Кэттелл (Cattell, 1957) сообщил только об одном исследовании. Он обнаружил, что, когда корреляции между различными показателями интереса были подвергнуты факторному анализу, появился не один, а семь факторов. Это важно, поскольку дает основание считать, что только одного метода (например, опросников) для измерения выраженности интереса, вероятно, будет недостаточно, поскольку сила интереса сама имеет несколько весьма различных аспектов.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...

Проблема создания эквивалентных групп
Есть два основных способа создания эквивалентных групп для проведения меж-субъектных экспериментов. В идеальном случае используется случайное распределение, второй способ — уравнивание. ...