Альфа — это термин, данный Кэттеллом компоненту, который отражает сознательные желания, включая и те, которые нелогичны. Покупка платья, несмотря на ваше понимание того, что вы не можете себе этого позволить, — хороший пример альфа-компонента в вашем интересе к одежде. Бета-компонент отражает сознательные рациональные предпочтения такого типа, который будет выражаться в ответах на опросники, выясняющие, насколько сильно человек любит или не любит определенные виды деятельности. Покупка компьютера, поскольку вы знаете, что это полезное средство, помогающее в занятиях, — пример логической осознанной мотивации бета-типа. Кэттелл и Чайлд полагают, что их третий фактор мотивации, гамма, — форма мотивации, которая возникает потому, что индивидуум чувствует, что ему следует иметь интерес к чему-то. Кто-то может ощущать давление, заставляющее его слушать определенное музыкальное произведение или экспериментировать с наркотическими веществами, не потому, что они особенно хотят делать это, а потому, что они чувствуют, что это вид поведения, который ожидается от них группой их сверстников. Дельта — это чисто физиологический ответ на некоторые стимулы, который (и это заслуживает внимания), по-видимому, совершенно отличается от других аспектов интереса. Оказывается, что определенные зрелища и звуки могут непосредственно привести к изменениям в активности автономной нервной системы. Природа остальных трех факторов не столь хорошо понятна, поэтому я не буду их здесь рассматривать. Таким образом, когда психологи задаются вопросом, почему человек занимается какой-либо определенной деятельностью, они не получают на него однозначного ответа; необходимо рассматривать до семи главных причин, по крайней мере одна из которых является чисто физиологической. Импульсивное внутреннее чувство, логическое предпочтение, ощущение принудительности и возросший уровень физиологической активации — все это может сыграть свою роль, направляя наше поведение. Напряженный интерес к какому-то объекту или виду активности может возникнуть по многим причинам.

Задание для самопроверки 19.3

(а) (1) Пульс мужчины учащается, когда он видит свою соседку; (2) идя по улице, он ошибается, читая вывеску магазина, думая, что на ней написано имя соседки. Когда его спрашивают о соседке, он (3) описывает ее «просто как соседку» и (4) говорит, что он чувствует, что было бы неправильным испытывать какое-либо эмоциональное притяжение. Попытайтесь охарактеризовать поведение этого человека с точки зрения низкой или высокой степени выраженности компонентов от альфа до бета.

(б) Кэттелл утверждает, что имеется более чем один фактор, определяющий силу аттитюда, хотя этот факт нуждается в воспроизведении. Если бы его удалось успешно воспроизвести, какие бы последствия это имело для социальной психологии?

(в) Можете ли вы выявить какое-либо сходство с моделью личности, разработанной Фрейдом?

Во второй части теории Кэттелл пытается установить, куда направлены эти интересы, другими словами, что в действительности служит в качестве «вознаграждения» этим интересам. Например, если обнаруживается, что человек имеет сильные альфа-, бета-, гамма- и дельта-компоненты интереса к старинным автомобилям (подчеркивая, таким образом, что машины, вероятно, в действительности весьма важны для него по целому ряду причин), кажется разумным задаться вопросом: какие потребности удовлетворяются с помощью этого интереса? Может быть, местный клуб старинных автомобилей обеспечивает ему общество. Может быть, этому человеку также нравится получать удовольствие от интереса, пробуждаемого у прохожих, наблюдающих, когда он ведет старинный автомобиль. Машину можно рассматривать как финансовое вложение, а может быть, настоящей причиной является удовольствие, получаемое от ремонта машины, когда она ломается. Если психологи смогут обнаружить первичные причины, лежащие в основе таких интересов, они смогут утверждать, что поняли мотивацию.

Если кого-либо просят дать столько ответов, сколько возможно, чтобы описать, почему они выполняют определенную деятельность (например: «Почему вы читаете эту книгу?»), скорее всего они будут отвечать так: «чтобы сдать экзамены», «чтобы не оказаться в глупом положении на предстоящем на следующей неделе семинаре», «потому что она мне интересна» или что-нибудь подобное. Затем процесс можно повторять (Почему важно сдать экзамены или не выглядеть глупым в классе?») раз за разом до тех пор, пока в конечном счете объяснения не будут исчерпаны. В конце концов «вознаграждением» оказывается что-то наиболее обоскованное: «потому что мне это интересно» — один пример, «сдать мои экзамены -» получить хорошую работу -4 обеспечить мою семью» — другой. Также возможно и следующее: «чтобы не выглядеть глупым в классе --» поддержать уважение к себе». По-моему этот подход, похоже, весьма тесно связан с работой Хинкла по репертуарной решетке (обсуждается в книге: Bannister, Fransella, 1971), хотя, насколько я знаю, до сих пор этого никто не исследовал. Работа Хинкла может обеспечить подходящую методологическую канву для изучения этого аспекта мотивации.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Опрос
Метод основывается на простой идее: если вы хотите узнать, что думают люди на определенную тему, следует просто спросить их об этом. Опрос — это структурированный сборник вопросов пли утверждений, ...