Альфа — это термин, данный Кэттеллом компоненту, который отражает сознательные желания, включая и те, которые нелогичны. Покупка платья, несмотря на ваше понимание того, что вы не можете себе этого позволить, — хороший пример альфа-компонента в вашем интересе к одежде. Бета-компонент отражает сознательные рациональные предпочтения такого типа, который будет выражаться в ответах на опросники, выясняющие, насколько сильно человек любит или не любит определенные виды деятельности. Покупка компьютера, поскольку вы знаете, что это полезное средство, помогающее в занятиях, — пример логической осознанной мотивации бета-типа. Кэттелл и Чайлд полагают, что их третий фактор мотивации, гамма, — форма мотивации, которая возникает потому, что индивидуум чувствует, что ему следует иметь интерес к чему-то. Кто-то может ощущать давление, заставляющее его слушать определенное музыкальное произведение или экспериментировать с наркотическими веществами, не потому, что они особенно хотят делать это, а потому, что они чувствуют, что это вид поведения, который ожидается от них группой их сверстников. Дельта — это чисто физиологический ответ на некоторые стимулы, который (и это заслуживает внимания), по-видимому, совершенно отличается от других аспектов интереса. Оказывается, что определенные зрелища и звуки могут непосредственно привести к изменениям в активности автономной нервной системы. Природа остальных трех факторов не столь хорошо понятна, поэтому я не буду их здесь рассматривать. Таким образом, когда психологи задаются вопросом, почему человек занимается какой-либо определенной деятельностью, они не получают на него однозначного ответа; необходимо рассматривать до семи главных причин, по крайней мере одна из которых является чисто физиологической. Импульсивное внутреннее чувство, логическое предпочтение, ощущение принудительности и возросший уровень физиологической активации — все это может сыграть свою роль, направляя наше поведение. Напряженный интерес к какому-то объекту или виду активности может возникнуть по многим причинам.

Задание для самопроверки 19.3

(а) (1) Пульс мужчины учащается, когда он видит свою соседку; (2) идя по улице, он ошибается, читая вывеску магазина, думая, что на ней написано имя соседки. Когда его спрашивают о соседке, он (3) описывает ее «просто как соседку» и (4) говорит, что он чувствует, что было бы неправильным испытывать какое-либо эмоциональное притяжение. Попытайтесь охарактеризовать поведение этого человека с точки зрения низкой или высокой степени выраженности компонентов от альфа до бета.

(б) Кэттелл утверждает, что имеется более чем один фактор, определяющий силу аттитюда, хотя этот факт нуждается в воспроизведении. Если бы его удалось успешно воспроизвести, какие бы последствия это имело для социальной психологии?

(в) Можете ли вы выявить какое-либо сходство с моделью личности, разработанной Фрейдом?

Во второй части теории Кэттелл пытается установить, куда направлены эти интересы, другими словами, что в действительности служит в качестве «вознаграждения» этим интересам. Например, если обнаруживается, что человек имеет сильные альфа-, бета-, гамма- и дельта-компоненты интереса к старинным автомобилям (подчеркивая, таким образом, что машины, вероятно, в действительности весьма важны для него по целому ряду причин), кажется разумным задаться вопросом: какие потребности удовлетворяются с помощью этого интереса? Может быть, местный клуб старинных автомобилей обеспечивает ему общество. Может быть, этому человеку также нравится получать удовольствие от интереса, пробуждаемого у прохожих, наблюдающих, когда он ведет старинный автомобиль. Машину можно рассматривать как финансовое вложение, а может быть, настоящей причиной является удовольствие, получаемое от ремонта машины, когда она ломается. Если психологи смогут обнаружить первичные причины, лежащие в основе таких интересов, они смогут утверждать, что поняли мотивацию.

Если кого-либо просят дать столько ответов, сколько возможно, чтобы описать, почему они выполняют определенную деятельность (например: «Почему вы читаете эту книгу?»), скорее всего они будут отвечать так: «чтобы сдать экзамены», «чтобы не оказаться в глупом положении на предстоящем на следующей неделе семинаре», «потому что она мне интересна» или что-нибудь подобное. Затем процесс можно повторять (Почему важно сдать экзамены или не выглядеть глупым в классе?») раз за разом до тех пор, пока в конечном счете объяснения не будут исчерпаны. В конце концов «вознаграждением» оказывается что-то наиболее обоскованное: «потому что мне это интересно» — один пример, «сдать мои экзамены -» получить хорошую работу -4 обеспечить мою семью» — другой. Также возможно и следующее: «чтобы не выглядеть глупым в классе --» поддержать уважение к себе». По-моему этот подход, похоже, весьма тесно связан с работой Хинкла по репертуарной решетке (обсуждается в книге: Bannister, Fransella, 1971), хотя, насколько я знаю, до сих пор этого никто не исследовал. Работа Хинкла может обеспечить подходящую методологическую канву для изучения этого аспекта мотивации.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Квазиэкспериментальные планы
Строго говоря, «настоящие» экспериментальные исследования проводятся с использованием управляемых независимых переменных и либо эквивалентных групп в случае межсубъектных планов, либо позиционного ...

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...

Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...