Добавим к данным таблицы 23, что при сравнении 1-й и 4-й субгрупп появляется еще одно значимое различие: представители 1-й субгруппы при свободной сортировке слов в максимальную по объему группу помещают меньше слов (напомним, что по этому показателю можно разграничивать «категоризаторов» и «глобалистов») (Р = 0,02). В тенденции у представителей 1-й субгруппы отмечаются более высокие показатели коэффициента категоризации при выполнении методики «Свободная сортировка слов» (что опять же отличает «категоризаторов»).

Таким образом, испытуемые 1-й субгруппы, которые характеризуются сформированностью механизма непроизвольного интеллектуального контроля (в виде более эффективного влияния на процесс переработки информации понятийных структур и более эффективной имплицитной обучаемости в ходе интеллектуальной деятельности), по продуктивным интеллектуальным характеристикам отличаются способностью формировать более сложный семантический контекст между понятиями; более открытой познавательной позицией в виде преобладания объективированных вопросов к «идеальному компьютеру»; более высокими показателями вербальной и невербальной креативности.

По своим стилевым интеллектуальным характеристикам представители 1-й субгруппы — с учетом «расщепления» стилевых полюсов — являются «мобильными ПНЗ», «рефлективными» и «категоризаторами».

Итак, когнитивные стили — это психические свойства, производные по отношению к сформированности непроизвольного интеллектуального контроля как компонента метакогнитивного опыта субъекта. Их основные функции — участие в построении объективированных ментальных репрезентаций происходящего и контроле аффективных состояний в актах познавательного отражения — позволяют рассматривать когнитивные стили как метакогнитивные способности, отвечающие за регуляцию интеллектуальной деятельности. Именно поэтому стилевые свойства (с учетом феномена «расщепления» полюсов когнитивных стилей) оказывают влияние не только на продуктивные возможности индивидуального интеллекта, но также на своеобразие личностной организации человека и характеристики его социального поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Смотрите также

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...

Многомерный анализ
Двумерный анализ направлен на исследование взаимосвязей .между любыми двумя переменными. С помощью многомерного анализа изучаются взаимосвязи более чем двух переменных (часто количество переменных ...