Для того, чтобы оценить совместное влияние двух переменных — меры выраженности категориального (понятийного) контроля и имплицитной обучаемости — на продуктивные и стилевые характеристики интеллектуальной деятельности, была использована следующая схема обработки результатов проведенного нами исследования (см. его описание в разделе 5.2). Все испытуемые-студенты (45 человек) были разделены на четыре субгруппы по медианному критерию (Me) с учетом двух переменных:

• общий индекс сформированности понятийных структур (индикатор выраженности способности к категориальной регуляции);

• коэффициент имплицитной обучаемости при выполнении методики «Включенные фигуры» (индикатор выраженности способности к оперативной выработке навыка структурирования перцептивного поля в виде прироста скорости нахождения простой фигуры в сложной по мере освоения этого вида деятельности).

Таким образом, были выделены четыре субгруппы испытуемых (испытуемые, у которых хотя бы один из двух показателей попадал на медиану, исключались из дальнейшего анализа) (рис. 12). Подобная процедура обработки данных позволяла «усилить» фактор влияния непроизвольного интеллектуального контроля (интеллектуальной саморегуляции) на различные аспекты интеллектуальной деятельности.

Рис. 12. Выделение субгрупп на основе соотношения переменных в виде общего индекса

Рис. 12. Выделение субгрупп на основе соотношения переменных в виде общего индекса сформированности понятийных структур и коэффициента мплицитной обучаемости

Сравнительный анализ крайних по эффективности субгрупп с точки зрения интеллектуальной саморегуляции — 1-й субгруппы (высокий индекс сформированности понятийных структур и высокая имплицитная обучаемость) и 3-й субгруппы (низкий индекс сформированности понятийных структур и низкая имплицитная обучаемость) — показал значимые различия между ними по целому ряду стилевых и продуктивных характеристик интеллектуальной деятельности (табл. 23). В верхней части таблицы указаны количество испытуемых, образующих каждую субгруппу, и средние арифметические значения основного и дополнительного показателей; в основной части таблицы — перечень соответствующих интеллектуальных характеристик с указанием уровня достоверности различий.

Таблица 23

Характеристики интеллектуальной деятельности в крайних субгруппах, различающихся по уровню интеллектуальной саморегуляции

1-я субгруппа (п = 13)

3-я субгруппа (п = 12)

Значение Р

М индекса -сформированности понятийных структур 2,51

М индекса сформированности понятийных структур -1,12

0,0001

М коэффициента обучаемости 0,61

М коэффициента обучаемости -0,04

0,0001

Устанавливают более сложные межпонятийные связи при объединении трех слов

Устанавливают менее сложные межпонятииные связи при объединении трех слов

0,02

В большей мере уменьшают кол-во ошибок во второй половине теста Кагана под влиянием произвольного контроля

В меньшей мере уменьшают кол-во ошибок во второй половине теста Кагана под влиянием произвольного контроля

0,01

П оленезависимость

Полезависимость

0,001

Преобладают

объективированные вопросы к «идеальному компьютеру»

Преобладают

субъективированные вопросы к «идеальному компьютеру»

0,01

Высокая беглость идей (по тесту вербальной креативности Гилфорда)

Низкая беглость идей (по тесту вербальной креативности Гилфорда)

0,05

Высокая оригинальность (по тесту вербальной креативности Гилфорда)

Низкая оригинальность (по тесту вербальной креативности Гилфорда)

0,02

Высокая структурная проработанность круга (по тесту невербальной креативности Торренса)

Низкая структурная проработанность круга (по тесту невербальной креативности Торренса)

0,001

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Проблемы искажения
Поскольку в психологических исследованиях экспериментаторы, а обычно и испытуемые, — это люди, то есть вероятность появления некоторого «искажения», попытки предугадать, что должно произойти в ход ...

Эпилог
Я искренне надеюсь, что вам понравился данный курс но исследовательским методам и ваши занятия были вполне успешными. Данный курс может быть трудным и иногда утомительным, но я уверен в том, что э ...

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...