В частности, в рамках своей теории «конструктивных операторов» он ввел понятие «ментальной способности», которая характеризует индивидуальный ресурс внимания. Ментальная способность, в свою очередь, имеет две составляющие, такие, как «структурная ментальная способность» (ментальные схемы, которые содержат предметно-специфическую информацию относительно происходящих событий и правила организации этой информации) и «функциональная ментальная способность» (ментальные операторы, которые отвечают за оперативную актуализацию релевантной схемы, мобилизацию части или всего набора схем и их распределение в процессе решения конкретной проблемы).

Когнитивный стиль полезависимость/поленезависимость играет центральную роль в интеллектуальной деятельности, поскольку оказывает влияние на тот способ, которым субъект использует свою ментальную способность, то есть он прежде всего связан со сформированностью ментальных операторов. Основные среди них:

• М-оператор (mental power) (отвечает за активизацию необходимого количества схем, релевантных конкретной задаче и характеризующий уровень «ментальной энергии» субъекта);

• I-оператор (interrupt) (отвечает за торможение нерелевантных схем);

• L-оператор (learning) (отвечает за усвоение знаний и способов деятельности) и т. д.

В частности, в соответствии с теорией Паскуаль-Леона, в одном и тот же возрасте дети либо взрослые могут иметь одинаковую структурную ментальную способность, но различаться в уровне сформированности ментальных операторов, которые и определяют меру выраженности полезависимости/поленезави-симости и, следовательно, меру эффективности интеллектуального поведения.

В последующих неопиажеанских исследованиях было показано, что «ментальное внимание» можно рассматривать как основной механизм психического развития. Ментальное внимание формируется как органическая функциональная система на основе взаимодействия особого рода управляющих схем и ментальных операторов типа М, I и L (Pascual-Leone, Goodman, 1979; Ribaupierre, 1988). В более поздних работах к этим операторам были добавлены Е-оператор (executive) (обеспечивает оперативную регуляцию работающих схем) и F-оператор (field of activation) (оперативно активизирует весь комплекс схем в долговременной памяти) (Pascual-Leone, Baillargeon, 1994; Pascual-Leone, 1996). При этом утверждалось, что уровни развития ментального внимания (ментальной способности) могут объяснить стадии когнитивного развития, описанные в генетической теории Пиаже. «Эти "скрытые" измерения ментальных возможностей ребенка являются количественными характеристиками качественных стадий когнитивного развития, описанных в пиажеанском и неопиажеанском подходах и наиболее важным внутренним компонентом развивающегося и общего интеллекта» (Pascual-Leone, Baillargeon, 1994, p. 163). Поскольку ПЗ/ПНЗ — это индикатор действия ментальных операторов, то, следовательно, наличие поленезависимого когнитивного стиля свидетельствует об общем интеллектуальном росте субъекта и его переходе на более высокие стадии интеллектуального развития.

Таким образом, есть основания полагать, что и когнитивные стили, и интеллектуальные способности — это разные по своим проявлениям, но единые по своим глубинным психологическим основаниям формы интеллектуальной деятельности. Когнитивные стили (с учетом феномена «расщепления» стилевых полюсов) характеризуют различные аспекты непроизвольного интеллектуального контроля: особенности ментального сканирования, категориальная регуляция процесса переработки информации, структурирование воспринимаемого материала с учетом его контекста, имплицитная обучаемость, оперативное изменение наличных перцептивных и семантических схем, сдерживание импульсивной экспрессии в виде «стоп-активно-сти», оценка происходящего под углом зрения будущих последствий и т. д.).

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Проблемы искажения
Поскольку в психологических исследованиях экспериментаторы, а обычно и испытуемые, — это люди, то есть вероятность появления некоторого «искажения», попытки предугадать, что должно произойти в ход ...

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...