Вы, возможно, помните, что в процессе оплодотворения вероятность получения каждого гена либо от отца, либо от матери равна 0,5 — происходит нечто, весьма напоминающее грандиозную игру, при этом два гена (один материнский, другой отцовский) пытаются занять одно и то же место в хромосоме. Следовательно, около 50% индивидуального генетического материала поступит от отца, остальное — от матери. Значительное число родительских генов будет идентично (это гены, которые в конечном счете определяют, будет ли ДНК продуцировать человеческий волос, ногу лягушки или лист дуба), но некоторые из родительских генов будут разными, т.е. родители будут обнаруживать некоторую генетическую вариативность, В этой главе рассматривается вопрос о том, будут ли. индивидуальные различия по этим генам связаны каким-либо образом с индивидуальными различиями в чертах личности и способностях. Дисциплина, изучающая эту проблему, известна как генетика поведения*.

Последствия различий генотипов родителей достаточно хорошо известны в том, что касается физических характеристик. Цвет глаз и волос, группа крови, неспособность ощущать вкус фенил-тиокарбамида и цветовая слепота — физические характеристики, которые могут быть унаследованы, и может быть показано, что каждый из этих признаков определяется немногими генами. Это значит, что, если генетические особенности родителей известны, можно довольно точно предсказать вероятность того, что их дети будут иметь, например, такой-то цвет волос.

Черты личности, способности человека отличаются от перечисленных признаков тем, что их оценки в популяции образуют непрерывный ряд, а не имеют лишь несколько возможных значений. Поэтому генетики считают, что большинство черт личности находится под воздействием большого числа генов, каждый из которых в отдельности оказывает небольшое влияние на выраженность той или иной черты. Те, кто давно разводит животных, знают, что можно селективно вывести особи с определенными физическими характеристиками. Коров, которые производят большое количество молока с высоким содержанием жира, повторно скрещивают с быками, чьи матери и сестры производят такое же молоко, в надежде, что в некоторых случаях появившаяся телка получит набор генов, отвечающих за высококачественное молоко, от каждого родителя и, следовательно, сама будет способна продуцировать молоко прекрасного качества и в большем количестве, чем каждый из родителей.

Селекционеры в области животноводства могут также выводить животных с определенными психологическими характеристиками («чертами»), и поэтому неудивительно, что психологи рассматривают вопрос и о том, составляют ли генетические факторы фундамент человеческих способностей и личности. Ротвейлер моего соседа пытается атаковать меня каждый раз, когда я иду по его территории, в то время как золотистый ретривер бежит навстречу, приветливо помахивая хвостом, когда я прохожу через его садовую калитку. Однако обратимся к научным данным. Трайону (Тгуоп, 1940) удалось вывести две линии крыс: крысы одной линии («способные») быстро обучались поискам пищи в лабиринте, а другие (<'тупые») обучались с трудом. Для определения меры влияния генотипов на индивидуальные различия по психологическим чертам могут быть использованы методы генетики поведения.

Из этого следует, что, если черта (такая, как общий интеллект, экстраверсия и т.д.) находится под влиянием нашего генотипа, мы должны ожидать, что индивидуумы, имеющие одинаковые генетические особенности, получат близкие баллы по этой черте. Если гены не влияют на наш интеллект (т.е. если его детерминирует лишь наше окружение), мы не должны ожидать, что люди, имеющие генетическое сходство, будут получать близкие баллы по психометрическим тестам, конечно, при условии, что они не воспитывались в похожих средах.

Все это звучит достаточно просто, но здесь существует, разумеется, одна большая проблема. Люди обычно воспитываются в семьях. Это означает, что генетически похожие индивидуумы (родители и их потомки) часто живут в одном и том же месте, разделяя преимущества или трудности, связанные с уровнем дохода, и, может быть, продолжают поддерживать те же аттитюды в отношении образования и обучения, которые передали им их родители. Поэтому, хотя члены одной семьи генетически очень похожи, нельзя просто сделать вывод о том, что любое сходство между их оценками по психологическим тестам определяется общими генами. Причиной того, что их оценки окажутся похожими, могут быть социальные факторы (доход, аттитюды и т.д.).

«Ассортативное скрещивание» также создает трудности. Это — тенденция «подобное привлекает подобное»: пары могут объединяться потому, что они видят друг в друге характеристики (детерминированные средой или генетически), которые присущи им обоим. Высокий интеллект — хороший пример этого. Весьма редко супруги обнаруживают большие различия в показателях интеллекта. Может ли тогда это объяснить любое сходство в интеллекте их потомков? Каким образом мы можем определить степень, с которой средовые и генетические факторы влияют на личность или интеллект? Ответ таков: нужно оценить генетическое сходство внутри семей (так же как и между семьями), хотя описание последнего метода несколько выходит за пределы данной главы.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...

Корреляция и регрессия: основы
Считается, что переменные коррелируют, если между ними существует какая-либо взаимосвязь. Это подразумевает сам термин «корреляция»: «ко» означает взаимное действие, а «реляция» (от англ. relation ...