Для того чтобы изучать степень влияния генотипа и среды на личностные черты и способности, существует несколько различных экспериментальных методов.

Исследования близнецов

Идентичные близнецы имеют одинаковые гены; неидентичные близнецы в среднем имеют только половину одинаковых генов (из тех, которые различаются у разных людей). Представьте себе, что черта измеряется у многих пар идентичных и у неидентичных близнецов, причем каждая пара воспитывалась вместе в нормальной семье. Если будет обнаружено, что сходство оценок в парах идентичных близнецов выше, чем в парах неидентичных, можно будет предполагать, что черта имеет генетическую составляющую. Это означает, что большее генетическое сходство является причиной того, что их оценки более похожи, чем оценки, которые имеют пары неидентичных близнецов. Если пары идентичных близнецов похожи не более, чем пары неидентичных, это дает основание предполагать, что исследуемая черта не имеет генетической составляющей.

Хотя и очень редко, но иногда все же бывает, что идентичных близнецов по каким-то причинам разделяют при рождении и воспитывают в совершенно различных условиях. Изучение их личностей и способностей по прошествии нескольких лет также обеспечивает ценную информацию о генетике личности и способностей, поскольку любое сходство их черт может (впрочем, небесспорно) быть приписано только их одинаковым генетическим особенностям.

Задание для самопроверки 9-1

Какое вы сделали бы заключение, если бы оказалось, что оценки по тестам IQ идентичных близнецов похожи не более, чем у неидентичных (которые имеют в среднем только половину одинаковых генов)?

Исследования семьи

Каждый родитель имеет примерно половину общих генов с каждым из своих детей, и это подразумевает, что дети также будут в среднем разделять половину своих генов друг с другом. На рис. 9.1 показаны некоторые другие варианты связей. Если черта детерминируется генетическими факторами, следует ожидать, что дети, генетически очень похожие, обнаружат близкие оценки по этой черте, а дети, генетически менее похожие, будут больше различаться. Если уровень выраженности черты определяет среда индивидуума, все дети, воспитанные в одних и тех же условиях (независимо от их генетических особенностей), должны иметь сходные оценки по этой черте. Примеры семей, в которых внук старшей дочери может воспитываться бок о бок с дядями и тетями такого же возраста, могут быть здесь особенно полезны.

Исследования приемных детей

Они важны, поскольку позволяют установить степень средо-вых влияний на оценки черты. Приемный ребенок не имеет общих генов с другими детьми в приемной семье. Если исследования показывают, что приемные дети в среднем имеют приблизительно такие же уровни развития черты, как и другие члены их приемной семьи, это дает основание полагать, что черта в значительной степени определяется семейным окружением, а не генетическими факторами.

В генетических исследованиях надо с особой тщательностью учитывать возраст испытуемых. Как отмечают Педерсен и Лихтенштейн (Pedersen, Lichtenstein, 1997), относительная значимость генетических и средовых эффектов может меняться с возрастом по нескольким причинам. Во-первых, известно, что некоторые гены влияют на поведение только в определенный период. Одним из примеров этого являются гены, которые контролируют выработку определенных гормонов (и тем самым стимулируют начало полового созревания).

Рис. 9.1 Простое семейное древо, демонстрирующее генетические связи. Линии указывают, кто из потомков и от кого получает около половины своего генетического материала. А, В, С, D — индивидуумы, генетически не связанные, Е и F — дети А и В, в то время как G — ребенок С и D. Н — ребенок F и G. Сиблин-ги разделяют около половины своих генов друг с другом и со своими родителями, поэтому Е и F, Е и A, F и А, Е и В, F и В, а также G и С, G и D будут иметь около половины общих генов. Н будет иметь около четверти общих генов с дедушками и бабушками (А, В, С и D) и тетей или дядей.

Таким образом, даже если определенная группа генов может потенциально влиять на личность и интеллект индивидуумов, совсем не обязательно, что они будут активны во всех возрастах. Следовательно, степень влияния наших генов на наш интеллект или на нашу личность, вероятно, варьирует на протяжении всего жизненного пути просто потому, что не все гены активны все время. Во-вторых, может быть так, что генетические влияния на личность или способности имеют значение только на ранних этапах жизни. Возможно, с годами накопление опыта и разнообразие жизненных событий могут оказывать на нас намного большее влияние, чем наши генетические особенности, определяя то, как мы думаем или ведем себя. Благодаря этому генетические влияния на личность и способности человека могут по мере его взросления уменьшаться. В-третьих, сказанному выше можно противопоставить совершенно иную точку зрения. Может оказаться, что среда приведет к усилению любых рано проявляющихся генетически детерминированных индивидуальных особенностей в структуре личности и поведения. Например, ребенка, который отличается высоким уровнем интеллекта, могут поощрять к изучению множества предметов, развивать его способности до предела с помощью университетских лекций и т.д. Это увлекательные эмпирические вопросы, которые не могут быть здесь, к сожалению, проанализированы с должной глубиной.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Использование корреляций
Принимая во внимание подводные камни интерпретации корреляций, а также тот факт, что желаемые выводы о причинах и следствиях могут быть сделаны только на основании настоящих экспериментов с управл ...

Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...

Корреляция и регрессия: основы
Считается, что переменные коррелируют, если между ними существует какая-либо взаимосвязь. Это подразумевает сам термин «корреляция»: «ко» означает взаимное действие, а «реляция» (от англ. relation ...