Биологический подход предполагает, что нервные системы людей не одинаковы, в строении и функциях нервной системы возможны индивидуальные различия, и этим можно объяснить появление индивидуальных черт. Это значит, что любые варианты поведения, которые варьируют совместно (и факторным анализом идентифицируются как черты), являются такими, какие они есть, потому что все они находятся под влиянием некой мозговой структуры (структур). Полезным аспектом такого подхода является то, что его представления гораздо легче подвергнуть эмпирической проверке, нежели социальные теории. Имея современные психофизиологические методы, включая такие экзотические, как позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) и ядерно-магнитный резонанс (ЯМР), значительно легче проверить, действительно ли личностные различия связаны с индивидуальными различиями в структуре и функциях нервной системы, чем пытаться анализировать социальные взаимодействия, которые имели место за годы до того.

Конечно, при этом возникает вопрос: как и почему появились индивидуальные различия в структуре и функциях самой нервной системы? Нет ничего невозможного в том, что на развитие нервной системы могут влиять такие факторы, при которых социальные влияния будут действовать на личность через посредство нейрональных механизмов. Однако большинство сторонников биологического подхода непосредственно к этой проблеме не обращаются.

Задание для самопроверки 6.2

То, что я здесь обрисовал, представляет довольно «редукционистский» взгляд на личность, т.е. такой взгляд, который у части читателей может вызвать чувство дискомфорта. Какие возражения существуют против того, чтобы искать истоки личности в физиологии и биохимии нервной системы?

Ганс Айзенк (Eysenck, 1967) выдвинул общую биологическую теорию, объясняющую происхождение экстраверсии и ней-ротицизма, а'совместно с М. Айзенком (Eysenck, Eysenck, 1985) подвел итоги большинства эмпирических исследований, которые последовали за публикацией этой теории. Грей (Gray, 1982) и Закерман (Zuckerman, 1991) предложили свои собственные, базирующиеся на личностных системах теории, которые довольно сильно отличаются от теории Айзенка, поэтому для краткости изложения они не будут обсуждаться детально.

Наиболее очевидная исходная позиция для любой биологической теории личности — изучение воздействия на личностные характеристики мозговых травм и повреждений мозга (последнее — безобидный термин, означающий практику разрушения связей между определенными мозговыми структурами, нередко имевшую место в 1950—1960-е гг. при лечении депрессии и т.д.). Биологическая теория Айзенка своим появлением в значительной степени обязана этому направлению в клинической литературе.

Биологическая основа нейротицизма

Айзенк рассматривал нейротицизм как фактор «эмоциональности»: индивидуумы, имеющие высокие оценки этой черты, будут склонны выдавать крайние эмоциональные реакции (слезы, страх) на жизненные события, которые более стойких индивидуумов, имеющих низкий уровень нейротицизма, могут оставлять эмоционально безразличными. Поэтому, если известно, что определенная мозговая структура контролирует степень таких эмоциональных реакций, можно предположить, что нейротицизм просто отражает индивидуальные различия в чувствительности нервной системы к внешним стимулам. Если использовать температуру как аналогию для оценки эмоционального содержания мысли, образов восприятия или памяти, мы можем рассматривать нейротич-ных и эмоционально-стабильных индивидуумов как людей, термостаты которых настроены на разные уровни. Для людей d высоким уровнем нейротицизма небольшого увеличения эмоциональной температуры достаточно, чтобы запустить термостат и выдать очень эмоциональный ответ. У стабильных индивидуумов эмоциональная реакция активируется только в ответ на очень большое увеличение эмоциональной температуры.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...

Оценка наблюдений
Исследователь, проводящий наблюдения, должен быть готов к возникновению некоторых проблем, в том числе проблемы недостаточного контроля, к появлению внесенного наблюдателем искажения, к проблеме р ...

Эпилог
Я искренне надеюсь, что вам понравился данный курс но исследовательским методам и ваши занятия были вполне успешными. Данный курс может быть трудным и иногда утомительным, но я уверен в том, что э ...