Еще одна важная рекомендация связана с тем, чтобы не говорить, основываясь на воспоминаниях, так как при этом теряется «здесь и сейчас» ситуации. Говоря о ситуации, касающейся человека, присутствующего в группе, клиент может легко впасть в заблуждение, доверившись своей памяти. В то же время психотерапевт не должен переносить проблему на других, спрашивая о том, идентифицируют ли они себя с ней, так как при этом существует опасность заразить этой проблемой всех остальных. Одна из постоянных опасностей при групповой психотерапии состоит в том, что самый больной субъект или наиболее сильный носитель негативной психологии может распространить свою болезнь на всех остальных, тогда как задача психотерапевта-ведущего, наоборот, состоит в том, чтобы по окончании терапии состояние каждого улучшилось. Следовательно, психотерапевт никогда не должен допускать, чтобы субъект с наиболее серьезной проблемой захватил чувствительность другого.

Выслушав разные выступления, психотерапевт может дать свою точную интерпретацию сновидению или проблеме, обращаясь непосредственно к заинтересованному лицу и периодически к группе для объяснения реальной ситуации или для изобличения нарушений в состоянии субъекта, проявляющихся в его теле, взгляде, отсутствующем виде. В определенные моменты особого напряжения, возникающие вследствие того, что человек рассказывает об очень тяжелой для него проблеме или факте, иногда хорошо перейти на шутку, чтобы придать спокойную рациональность этому факту. Иначе есть риск вызывать болезненные ощущения при вхождении в психологическую проблему.

При проведении психотерапии, как групповой, так и индивидуальной, нельзя следовать логике бесед на предыдущих встречах: необходимо выверять самую настоятельную динамику момента. Иногда при оценке субъекта психолог опирается на воспоминания, применяет стереотип и не вербализует очевидность. Многие крупные психологи сбились с пути, следуя логическому смыслу фактов и слов. Хороший психолог должен всегда быть внимателен к невидимой причине, пребывать в очевидности факта — иначе он не будет точным.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Виды психологических исследований
Есть различные классификации психологических исследований. Например, можно выделить фундаментальные и прикладные исследования, можно классифицировать их по условиям проведения и по преобладанию ка ...

Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...

Проблема создания эквивалентных групп
Есть два основных способа создания эквивалентных групп для проведения меж-субъектных экспериментов. В идеальном случае используется случайное распределение, второй способ — уравнивание. ...