Поскольку вы, скорее всего, обнаружите намного больше статей и книг, чем будете способны использовать, вам нужно будет бегло просмотреть источники, чтобы определить, стоит ли читать их целиком. Беглый просмотр — это метод быстрого ознакомления с содержанием работы.

Если вы оцениваете журнальную или газетную статью, потратьте минуту или две, чтобы выяснить, действительно ли статья дает информацию именно о той стороне предмета, которая вас интересует, и содержит ли она документальную статистику, примеры или подходящие для цитирования мнения. (Мы рассмотрим типы информации, которую надо искать, в следующем разделе главы.) Если вы оцениваете книгу, внимательно прочитайте содержание, взгляните на алфавитный указатель и просмотрите относящиеся к вашему вопросу главы, задавая себе те же самые вопросы, что и при оценке журнальной статьи.

Беглый просмотр поможет вам решить, какие источники прочитать целиком, какие — частично и от каких вообще отказаться. Минуты, потраченные на такую оценку, сберегут для вас часы, которые могли бы уйти на чтение.

Если вы составляете библиографию периодики, сидя за компьютером, то, скорее всего, обнаружите, что базы данных, на которые подписана ваша библиотека, содержат краткие выдержки из каждой статьи, появляющиеся на экране вместе с ее заголовком. Знакомство с этими выдержками поможет вам определить, какие источники вы хотели бы прочесть целиком. Однако как только источники будут у вас в руках, следует опять-таки прибегать к беглому просмотру.

Интервью —

беседа, состоящая из умело поставленных вопросов и ответов на них.

Интервью

Подобно журналистам, вы можете получить немало прекрасной информации с помощью интервью, то есть бесед с людьми, состоящих из умело поставленных вопросов и ответов на них. Чтобы ваша работа была эффективной, выберите наиболее подходящего человека для интервью и составьте список хороших вопросов.

Выбор наиболее подходящего человека

В вашем студенческом городке или за его пределами, возможно, живут люди, владеющие информацией, которую вы могли бы использовать в своей речи. Чаще всего несколько телефонных звонков помогут вам найти человека, наиболее подходящего для того, чтобы поговорить с ним о предмете вашего выступления. Ронда, готовящая речь на тему «синтетические наркотики», вполне может позвонить в университетскую поликлинику и договориться о встрече с кем-нибудь из врачей или медсестер, владеющих информацией, связанной с употреблением таких наркотиков в студенческом городке. Когда вы решите, с кем вам следует провести интервью, назначьте встречу, — не стоит приходить прямо к человеку на работу и ожидать, что он бросит все, ради того чтобы поговорить с вами. Откровенно объясните причины вашего желания провести интервью. Если вы хотите собрать материал для речи перед классом или перед другой аудиторией, так и скажите.

Прежде чем брать интервью, убедитесь, что вы уже собрали некоторую информацию по данной теме. Людям больше нравится отвечать на вопросы тех, кто кажется им информированным; кроме того, знакомство с предметом поможет вам подобрать лучшие вопросы.

Открытые вопросы —

вопросы, предлагающие человеку дать такую информацию, которую он пожелает.

Закрытые вопросы

— узко сфокусированные вопросы, требующие кратких ответов.

Нейтральные вопросы

— вопросы, которые позволяют человеку дать ответ без какой-либо подсказки со стороны интервьюера.

Наводящие вопросы

— вопросы, сформулированные таким образом, что они предполагают наличие наиболее предпочтительного для интервьюера ответа.

Дополнительные вопросы

— вопросы, которые задают после ответов на основные вопросы.

Составление списка вопросов

Основа эффективного плана интервью — список хороших вопросов, который, скорее всего, будет смесью открытых и закрытых основных или дополнительных вопросов, сформулированных в нейтральной, а не наводящей манере.

Вспомним, какие типы вопросов мы выделили в главе 9. Открытые вопросы предлагают человеку дать такую информацию, которую он пожелает. Закрытые вопросы узко сфокусированы и требуют кратких ответов. Нейтральные вопросы позволяют человеку дать ответ без какой-либо подсказки со стороны интервьюера. Наводящие вопросы сформулированы таким образом, что они предполагают наличие наиболее предпочтительного для интервьюера ответа. Дополнительные вопросы могут быть запланированными или спонтанными, но их всегда задают после ответов на основные вопросы.

Содержание ваших вопросов будет зависеть от того, какую информацию вы хотите получить. Попробуйте составить список вопросов по вашей теме, так чтобы вы могли получить необходимую вам информацию, не затрачивая на это слишком много времени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Эпилог
Я искренне надеюсь, что вам понравился данный курс но исследовательским методам и ваши занятия были вполне успешными. Данный курс может быть трудным и иногда утомительным, но я уверен в том, что э ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...

Причины использования планов с малым N
Несмотря на популярность в современной психологии планов с большим N, исследования с одним или несколькими испытуемыми внесли и продолжают вносить важный вклад в развитие знаний о поведении. Как в ...