Сама научная деятельность Бергун напоминает реку. Ее первая работа — узкий ручеек, в ней в основном описывается проксе-мика. Затем работы Джуди расширяются до теории нарушения ожиданий и включают невербальное поведение в целом. В настоящее время она изучает факторы, определяющие то, как люди приспосабливают свое поведение, когда они переживают любой тип нарушения коммуникации. Почему и когда люди отвечают на нарушение нарушением (например, если кто-то кричит на вас, вы кричите в ответ) или компенсируют его (скажем, если кто-то подходит к вам слишком близко, вы отходите на шаг назад)? Второе направление работ Бергун составляют такие нарушения ожиданий, как обман. Она попыталась определить, какую роль играет невербальное поведение в ситуации обмана. Наконец, она начала исследовать отличия межличностной коммуникации от коммуникации в средствах массовой информации. Какую бы область ни охватывало исследование Бергун, она постоянно подвергает сомнению привычные представления. Полный список ее последних публикаций приводится в конце книги.

Бергун не только много преподает, но и помогает студентам заниматься исследовательской работой и формулировать теории: «Одно из самых больших удовольствий для меня — помогать другим в проведении исследований. Забавно обучать других людей тому, чему когда-то учили меня саму, — всегда подвергать сомнению общепринятые представления». Более подробную информацию о Джуди К. Бергун вы можете получить, открыв ее страницу в Интернете по адресу http://www.u.arisona.edu/~j'udee.

Личная территория

У вас есть свое место за семейным обеденным столом? Что происходит, если вы видите, что кто-то другой сидит на вашем месте? Мысленно составьте список других «ваших территорий».

Температура, освещение и цвет

Еще три элемента в окружающей среде, которые можно контролировать, влияют на коммуникацию и «передают» сообщения. Это температура, освещение и цвет в нашем окружении.

Температура может способствовать или препятствовать эффективной коммуникации, так как она изменяет настроение людей и уровень их внимания. Вспомните, как трудно слушать учителя в жарком и душном классе. А может быть, вы замечали, что начинаете нервничать, когда вам холодно?

Уровень освещения также имеет значение для передачи информации. В лекционных помещениях и читальных залах, как правило, яркое освещение — оно помогает лучше воспринимать информацию на слух и создает комфортные условия для чтения. Наоборот, в шикарном ресторане, в помещении, где слушают музыку или смотрят фильм, освещение слабое и незаметное, так что создается уютная атмосфера, располагающая к интимному разговору (Knapp & Hall, 1992). Мы часто изменяем уровень освещения в комнате, чтобы создать настроение, соответствующее определенному типу взаимодействий. Яркие цвета стимулируют активность и шумные разговоры, слабое же освещение способствует спокойному и умиротворяющему настроению, а также настраивает на тихий и серьезный разговор.

Цвет может стимулировать как эмоциональные, так и физические реакции. Например, красный возбуждает, голубой смягчает и успокаивает, а желтый повышает настроение. Профессиональные дизайнеры интерьеров, понимающие, как люди реагируют на цвета, предпочитают голубые тона, когда пытаются создать спокойную безмятежную атмосферу для гостиной, а в игровой комнате используют красные и желтые тона.

Кроме того, особые цвета также передают информацию о людях и событиях. Например, молодежь часто использует определенные тона в знак принадлежности к какой-то группе. В некоторых районах члены молодежных группировок надевают пестрые платки или другую одежду характерного для этой группы цвета.

Культурные различия в организации окружающей среды

Вполне естественно, что окружающая среда, в которой люди чувствуют себя уютно, зависит от их культуры. В США, где достаточно свободной земли, многие люди живут в отдельных домах или больших квартирах. В других странах, где плотность населения выше, люди живут в более стесненных условиях и при этом чувствуют себя «одиноко», живя в просторных помещениях. В Азии большинство людей живут в довольно тесных, по нашим меркам, жилищах. Точно так же люди из других культур имеют иные представления о том, какая обстановка нужна для разных взаимодействий. Вспомните, что в доминирующей культуре США личное или интимное пространство составляет около 45 см или меньше. Однако в культурах Ближнего и Среднего Востока мужчины в разговоре между собой обычно придвигаются ближе (Samovar, Porter, & Stefani, 1998). Таким образом, когда мужчина-араб разговаривает с мужчиной из США, очень вероятно, что один из них будет чувствовать себя неуютно. Или американцу покажется, что на его личное пространство посягают, и он смутится, или араб будет чувствовать себя слишком изолированным и дистанцированным для серьезного разговора. Для людей из разных культур также может быть комфортной разная температура. Люди, живущие в более теплом климате, легче переносят жару, чем люди из стран с более холодным климатом. Даже значение цветов варьируется в зависимости от национальной культуры и религии. В Индии цветом траура считается белый цвет, а не черный, а невесты на свадьбе одеты в красное.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...

Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...

Опрос
Метод основывается на простой идее: если вы хотите узнать, что думают люди на определенную тему, следует просто спросить их об этом. Опрос — это структурированный сборник вопросов пли утверждений, ...