Сама научная деятельность Бергун напоминает реку. Ее первая работа — узкий ручеек, в ней в основном описывается проксе-мика. Затем работы Джуди расширяются до теории нарушения ожиданий и включают невербальное поведение в целом. В настоящее время она изучает факторы, определяющие то, как люди приспосабливают свое поведение, когда они переживают любой тип нарушения коммуникации. Почему и когда люди отвечают на нарушение нарушением (например, если кто-то кричит на вас, вы кричите в ответ) или компенсируют его (скажем, если кто-то подходит к вам слишком близко, вы отходите на шаг назад)? Второе направление работ Бергун составляют такие нарушения ожиданий, как обман. Она попыталась определить, какую роль играет невербальное поведение в ситуации обмана. Наконец, она начала исследовать отличия межличностной коммуникации от коммуникации в средствах массовой информации. Какую бы область ни охватывало исследование Бергун, она постоянно подвергает сомнению привычные представления. Полный список ее последних публикаций приводится в конце книги.

Бергун не только много преподает, но и помогает студентам заниматься исследовательской работой и формулировать теории: «Одно из самых больших удовольствий для меня — помогать другим в проведении исследований. Забавно обучать других людей тому, чему когда-то учили меня саму, — всегда подвергать сомнению общепринятые представления». Более подробную информацию о Джуди К. Бергун вы можете получить, открыв ее страницу в Интернете по адресу http://www.u.arisona.edu/~j'udee.

Личная территория

У вас есть свое место за семейным обеденным столом? Что происходит, если вы видите, что кто-то другой сидит на вашем месте? Мысленно составьте список других «ваших территорий».

Температура, освещение и цвет

Еще три элемента в окружающей среде, которые можно контролировать, влияют на коммуникацию и «передают» сообщения. Это температура, освещение и цвет в нашем окружении.

Температура может способствовать или препятствовать эффективной коммуникации, так как она изменяет настроение людей и уровень их внимания. Вспомните, как трудно слушать учителя в жарком и душном классе. А может быть, вы замечали, что начинаете нервничать, когда вам холодно?

Уровень освещения также имеет значение для передачи информации. В лекционных помещениях и читальных залах, как правило, яркое освещение — оно помогает лучше воспринимать информацию на слух и создает комфортные условия для чтения. Наоборот, в шикарном ресторане, в помещении, где слушают музыку или смотрят фильм, освещение слабое и незаметное, так что создается уютная атмосфера, располагающая к интимному разговору (Knapp & Hall, 1992). Мы часто изменяем уровень освещения в комнате, чтобы создать настроение, соответствующее определенному типу взаимодействий. Яркие цвета стимулируют активность и шумные разговоры, слабое же освещение способствует спокойному и умиротворяющему настроению, а также настраивает на тихий и серьезный разговор.

Цвет может стимулировать как эмоциональные, так и физические реакции. Например, красный возбуждает, голубой смягчает и успокаивает, а желтый повышает настроение. Профессиональные дизайнеры интерьеров, понимающие, как люди реагируют на цвета, предпочитают голубые тона, когда пытаются создать спокойную безмятежную атмосферу для гостиной, а в игровой комнате используют красные и желтые тона.

Кроме того, особые цвета также передают информацию о людях и событиях. Например, молодежь часто использует определенные тона в знак принадлежности к какой-то группе. В некоторых районах члены молодежных группировок надевают пестрые платки или другую одежду характерного для этой группы цвета.

Культурные различия в организации окружающей среды

Вполне естественно, что окружающая среда, в которой люди чувствуют себя уютно, зависит от их культуры. В США, где достаточно свободной земли, многие люди живут в отдельных домах или больших квартирах. В других странах, где плотность населения выше, люди живут в более стесненных условиях и при этом чувствуют себя «одиноко», живя в просторных помещениях. В Азии большинство людей живут в довольно тесных, по нашим меркам, жилищах. Точно так же люди из других культур имеют иные представления о том, какая обстановка нужна для разных взаимодействий. Вспомните, что в доминирующей культуре США личное или интимное пространство составляет около 45 см или меньше. Однако в культурах Ближнего и Среднего Востока мужчины в разговоре между собой обычно придвигаются ближе (Samovar, Porter, & Stefani, 1998). Таким образом, когда мужчина-араб разговаривает с мужчиной из США, очень вероятно, что один из них будет чувствовать себя неуютно. Или американцу покажется, что на его личное пространство посягают, и он смутится, или араб будет чувствовать себя слишком изолированным и дистанцированным для серьезного разговора. Для людей из разных культур также может быть комфортной разная температура. Люди, живущие в более теплом климате, легче переносят жару, чем люди из стран с более холодным климатом. Даже значение цветов варьируется в зависимости от национальной культуры и религии. В Индии цветом траура считается белый цвет, а не черный, а невесты на свадьбе одеты в красное.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные не ...

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...

Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет собой процесс построения и проверк ...