Взгляните на табл. 5.2. С ее помощью можно легко выявить осложнители. В первом столбце приведены значения независимой переменной, а в последнем — результаты проверки. В двух средних столбцах даны внешние переменные — их необходимо поддерживать постоянными, используя соответствующие стратегии (см. следующую главу). Если они не остаются постоянными (как в данном случае), то возникает осложнение. Очевидно, что результаты можно объяснить различиями в любом из первых трех столбцов, как взятых по отдельности, так и в различных комбинациях. Чтобы исправить ситуацию с осложнителями в данном примере, необходимо добиться, чтобы значения в двух средних столбцах не изменялись.

Таблица 5.2

Обнаружение осложнителей НП — Независимая переменная. ВП — Внешняя переменная. ЗП — Зависимая переменная.

НП — Независимая переменная. ВП — Внешняя переменная. ЗП — Зависимая переменная.

При работе над упражнениями в конце главы вам придется находить ослож-нители. Представление условия в виде таблицы, подобной табл. 5.2, облегчит вам выполнение задания. Попробуйте усовершенствовать эксперимент с распределением нагрузки. Как отделить осложнители от внешних переменных?

Научиться помнить о возможности осложняющих факторов и разрабатывать механизмы контроля за ними — значит сформировать один из наиболее сложных навыков, необходимых для научного мышления. Далеко не все осложнители так очевидны, как в примере с массированной/распределенной нагрузкой. В остальных главах мы будем часто встречаться с этой проблемой и кратко рассмотрим ее при обсуждении так называемой внутренней валидности исследования.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Проблемы искажения
Поскольку в психологических исследованиях экспериментаторы, а обычно и испытуемые, — это люди, то есть вероятность появления некоторого «искажения», попытки предугадать, что должно произойти в ход ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...

Проблема создания эквивалентных групп
Есть два основных способа создания эквивалентных групп для проведения меж-субъектных экспериментов. В идеальном случае используется случайное распределение, второй способ — уравнивание. ...