Вторая особенность экспериментального метода состоит в том, что исследователь пытается контролировать так называемые внешние неременные. Они представляют собой неуправляемые факторы, сами по себе не интересующие исследователя, но способные повлиять на изучаемое поведение. Если их поддерживают постоянными, они не представляют опасности для исследования, но при отсутствии адекватного контроля над ними могут определенным образом воздействовать на исследуемое поведение. Такое явление называется осложнением. Осложнитель — это любая неуправляемая внешняя переменная, которая «ковариирует» с независимой переменной и может повлиять на интерпретацию результатов. Осложняющие переменные сами по себе изменяют то, что изменяют независимые переменные (т. е. эти переменные «ковариируют»), и поэтому их воздействие невозможно различить. Таким образом, если в исследовании имеется осложнитель, результаты такого исследования могут быть вызваны как осложняющей переменной, так и независимой, а также их комбинацией. Узнать при этом, чем в действительности вызываются результаты, не представляется возможным.

Чтобы проиллюстрировать действие простого осложнителя, рассмотрим один эксперимент. Исследователь поставил перед собой задачу доказать, что студенты, пытающиеся сразу изучить большое количество материала, не имеют таких хороших результатов, как те, кто разделяет учебу на несколько частей. Другими словами, быстрое зазубривание предполагается менее эффективным, чем равномерно распределенное изучение материала. Выбираются три группы студентов и каждой их них дается задание: выучить пять глав учебника по общей психологии. Первой группе дают на изучение материала три часа в понедельник, второй — три часа в понедельник и три часа во вторник, а третьей — по три часа в понедельник, вторник и среду. В пятницу проверяется знание материала участниками всех трех групп (план эксперимента см. в табл. 5.1). Результаты показывают, что участники группы 3 получили самые высокие оценки, более низкие оценки получили участники группы 2, а группа 1 практически не справилась с заданием. Исследователь заключает, что распределенные занятия более эффективны, чем массированные. Согласны ли вы с таким выводом?

Таблица 5.1

Осложнения в гипотетическом эксперименте по распределению нагрузки Примечание. Число 3 в каждой клетке равняется количеству часов, использованных

Примечание. Число 3 в каждой клетке равняется количеству часов, использованных для изучения пяти глав учебника по общей психологии.

Скорее всего, вы не согласитесь с выводом экспериментатора, поскольку в этом исследовании можно легко обнаружить по крайней мере два осложнителя. Распределение занятий у участников действительно различается (1, 2 и 3 дня), но также различается и общее время занятий (3,6 и 9 часов). Это прекрасный пример ослож-нителя, так как невозможно определить, вызваны ли результаты одним фактором (распределение нагрузки) или другим (общее время занятий), ведь два этих фактора отлично ковариируют. Для описания этой ситуации можно сказать, что «распределение нагрузки осложнено общим временем обучения». Второй осложнитель не так очевиден, но вызывает не меньше проблем. Речь идет о времени, проходящем до проверки результата. Проверка всех групп проводится в пятницу, но время, прошедшее с момента изучения материала, у каждой группы разное. Возможно, группа 3 лучше всего справилась с заданием потому, что ее участники изучали материал позднее и меньше успели забыть. Таким образом, в этом эксперименте фактор распределения нагрузки осложнен одновременно общим временем обучения и временем, прошедшим до проверки. Каждый осложнитель сам по себе может повлиять на результаты, но также они могут воздействовать совместно и изменить общую картину каким-то особым образом.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Один фактор — более двух уровней
Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два ее значения, является скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований ...

Виды психологических исследований
Есть различные классификации психологических исследований. Например, можно выделить фундаментальные и прикладные исследования, можно классифицировать их по условиям проведения и по преобладанию ка ...

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...