Как упоминалось выше, основная цель теории сложности заданий — установить уровень трудности каждого задания в тесте и (одновременно) оценить способности каждого человека, проходящего тестирование. Таким образом, если тест состоит из 20 заданий и анализируются ответы 100 детей, нам необходимо установить 20 показателей трудности заданий, 100 показателей способностей по однопараметрической модели плюс 20 показателей дискриминации, если мы применяем двухпараметрическую модель, и дальше плюс 20 индексов угадывания, если мы выбираем трехпараметри-ческую модель. Каким образом мы должны все это выполнить?

Одна возможность заключается в том, чтобы просто взглянуть на данные. В табл. 16.1 представлены ответы восьми испытуемых на пять заданий теста. «Правильный» ответ обозначается 1, а неправильный — 0.

Упражнение

Потратьте около 5 минут, рассматривая данные в табл. 16.1. Постарайтесь выделить самое трудное и самое легкое задания, а также наиболее способного и наименее способного из испытуемых.

Таблица 16.1 Оценки восьми испытуемых по пяти заданиям теста

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Джеймс

1

0

1

1

0

Шэрон

1

1

1

1

0

Брайан

1

1

Л

0

1

Линда

0

1

0

0

0

Майкл

0

1

1

0

0

Сьюзен

0

0

1

0

0

Уильям

1

0

0

0

0

Фиона

1

1

1

0

0

Кажется вероятным, что если мы игнорируем уровни трудности отдельных заданий, то Шэрон и Брайан (с четырьмя правильно решенными заданиями) имеют более высокие оценки по обсуждаемому признаку по сравнению с другими, а Уильям, Линда и Сьюзен имеют низший балл (по одному правильному ответу). Теперь рассмотрим колонки. Какие задания кажутся наиболее трудными? Только один человек (Брайан) ответил правильно на задание 5 и только двое (Джеймс и Шэрон) ответили правильно на задание 4, поэтому логично предположить, что эти два задания — наиболее трудные, а задание 3 (которое только два человека не смогли решить правильно) — легкое.

Теперь рассмотрим способности людей, принимавших участие в решении теста. Оба — и Шэрон, и Брайан — имеют общую оценку 4, и, согласно классической теории тестов, следует считать, что они имеют равные способности. Однако вы можете видеть в табл. 16.1, что это допущение излишне упрощает ситуацию, поскольку мы утверждали раньше, что задание 5 несколько сложнее, чем задание 4. Брайан, таким образом, справился с ответом на более сложное задание правильно, но не смог решить более простое. Шэрон ответила на более легкий тест правильно, но не смогла решить более сложный. Поэтому кажется оправданным считать, что Брайан должен иметь более высокую оценку по этой черте, чем Шэрон.

Упражнение

Сравните оценки, полученные Джеймсом и Фионой. Как вы думаете, кто'из них более способный и почему?

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...

Корреляция и регрессия: основы
Считается, что переменные коррелируют, если между ними существует какая-либо взаимосвязь. Это подразумевает сам термин «корреляция»: «ко» означает взаимное действие, а «реляция» (от англ. relation ...

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...