Лоелин (Loehlin, 1987) приводит подробное обсуждение того, как интерпретировать различные показатели соответствия модели. Хотя показатели соответствия полезны для того, чтобы сделать выбор между конкурирующими моделями, они не особенно эффективны для выработки абсолютных критериев соответствия определенной модели. Это означает, что методика не способна с легкостью установить, будут ли выявлены в полученных данных какие-либо определенные паттерны факторов и факторных нагрузок, но она может быть полезна при выяснении степени конкурентоспособности этих моделей.

Обычно практикуется представлять связи между переменными, общими факторами и уникальными факторами с помощью диаграммы, называемой «диаграмма путей». Пример должен сделать это более понятным.

Рис. 15.5. Диаграмма путей, демонстрирующая, как два коррелирующих фактора (F1 и F2) влияют на значения шести наблюдаемых переменных (от VI до V6). Представлены также уникальные дисперсии переменных-(от U1 до U6).

На рис. 15.5 представлены два фактора F1 и F2, каждый из которых, предположительно, влияет на переменные (от VI до V6), на числа пока не обращайте внимания. Вы можете заметить, что V4 находится под влиянием обоих факторов, а на другие переменные влияет только один из них. На диаграмме показаны также уникальные дисперсии каждой переменной (от U1 до U6). Каждая линия, связывающая фактор с наблюдаемой переменной, имеет стрелку на одном конце, указывающую, что по допущению фактор обусловливает определенную наблюдаемую переменную (а не наоборот). Кривая, соединяющая фактор 1 и фактор 2, представляет корреляцию, т.е. факторы 1 и 2 коррелируют между собой. Таким образом, эта диаграмма соответствует облическому факторному решению.

Числа, расположенные на каждой из линий, представляют собой числовые значения факторных нагрузок (в матрице факторных паттернов), или, если это кривая линия, такие числа обозначают корреляции между этими факторами. Однако в большинстве случаев все числа будут установлены программой. Так, диаграмма путей на рис. 15.5 соответствует матрице факторных паттернов, представленной в табл. 15.3.

Таблица 15.3

Матрица факторной модели, эквивалентная диаграмме путей, помещенной на рис. 15.5

Переменные

Фактор 1

Фактор 2

Аг

VI

0,8

0,0

0,64

V2

0,7

0,0

0,49

V3

0,8

0,0

0,64

V4

0,6

0,5

0,61

V5

0,0

0,7

0,49

V6

0,0

0,7

0,49

Несколько других вероятных диаграмм путей может быть построено на основе теории или предшествующего исследования, и каждую можно проверить, чтобы определить, насколько полно она соответствует данным. Таким способом исследователь может осуществить выбор между различными теоретическими конкурирующими моделями. Однако здесь существует определенный риск, связанный с использованием этих методов. Слишком легко пуститься в «рискованное предприятие», модифицируя модель снова и снова, чтобы улучшить уровень ее соответствия, независимо от ее психологического правдоподобия. Действительно, компьютерные пакеты EQS и LISREL одобряют эту практику, подсказывая, какие части модели нуждаются в модификации. Однако компьютерная программа ничего не знает о психологии или теории факторного анализа и нередко будет предлагать что-то, лишенное смысла, допуская, например, чтобы уникальные вариативности различных переменных коррелировали между собой. Такая модель может исключительно хорошо соответствовать данным, полученным на определенной выборке, и тем не менее иметь мало психологического смысла (и маловероятно, что она будет воспроизведена на других выборках). Однако всегда, когда есть необходимость выбора между конкурирующими теоретическими моделями, конфирматорный факторный анализ может оказаться очень полезным инструментом.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет собой процесс построения и проверк ...

Квазиэкспериментальные планы
Строго говоря, «настоящие» экспериментальные исследования проводятся с использованием управляемых независимых переменных и либо эквивалентных групп в случае межсубъектных планов, либо позиционного ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...