В этой главе мы рассматривали основные принципы убеждения словом. Давайте теперь применим эти принципы для оценки и описания убеждающей речи. На рис. 18.4 обобщены критерии оценки речей, направленных на убеждение. Используйте этот список критериев для оценки речи, приведенной далее в качестве образца убеждающего выступления.

Проверьте, выполняются ли все эти пункты. Главные критерии

Была ли поставлена конкретная цель, состоящая в том, чтобы повлиять на мнение слушателей или побудить их к действию?

Представляет ли оратор четко сформулированные доводы?

Использует ли оратор для подкрепления этих доводов факты и экспертные мнения? Соответствует ли схема организации речи типу поставленной цели и предполагаемому отношению аудитории?

Использует ли оратор эмоциональный язык, для того чтобы мотивировать аудиторию? Удалось ли оратору создать в глазах публики образ достойного доверия человека, владеющего своим предметом?

Этично ли оратор подает материал? Общие критерии

Ясно ли выражена конкретная цель речи? Было ли вступление эффективным?

Соответствует ли схема организации речи ее направлению и содержанию? Было ли заключение эффективным?

Был ли язык ясным, живым, выразительным, соответствующим теме и аудитории? Убедительна ли манера представления материала оратором? Дайте речи одну из следующих оценок:

отличная хорошая средняя_удовлетворительная_плохая

Рис. 18.4.

Руководство для критической оценки убеждающей речи

Смотрите также

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...

Публичное выступление
Для вас важно совершенствование навыков публичной речи. Вы можете спросить, почему? Дело в том, что эти навыки расширяют ваши возможности. В публичных выступлениях эффективный оратор может передат ...

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...