Гендерные и культурные различия

До сих пор на протяжении этой главы мы говорили о рациональных доводах, апеллировании к эмоциям и завоевании доверия — трех формах доказательства, которые Аристотель, создавший первое всестороннее и подробное руководство по убеждению словом, назвал логос, пафос и этос. Законно задать вопрос: действительно ли женщины и люди других культур используют и принимают те же формы доказательства, выведенные из опыта ораторов-мужчин в преимущественно европоцентричной культуре? Ответ на этот вопрос таков: во всех культурах и мужчины, и женщины, выступающие перед публикой, используют одни и те же средства убеждения, — различие состоит в том, какой акцент делают женщины и люди других культур на каждом из этих средств. В то время как мужская культура Соединенных Штатов возлагает свои надежды на хорошие рациональные доводы, подкрепленные фактической информацией и экспертными мнениями, другие культурные группы могут делать более сильный акцент на доверии к оратору или на эмоциональном подъеме и выразительности (Fisher, 1988; Friday, 2000; Lieberman, 1995). В рубрике «Разные голоса» дано несколько примеров различий между американской и арабской культурами в отношении того, что следует считать убеждающей речью.

Итак, как же вам действовать? И здесь снова полезным для любого оратора оказывается совет Аристотеля, приведенный в его «Риторике». Когда Аристотель говорит об адаптации к аудитории, он указывает, что если аудитория действительно однородна, оратору лучше использовать формы доказательств, ссылки и примеры, связанные со специфическим опытом данной аудитории. Но если аудитория разнообразна, оратор найдет для себя наиболее полезным обращаться к тому, что Аристотель называет «золотой серединой», то есть к сочетанию, которое охватывает характеристики большей части аудитории.

РАЗЛИЧНЫЕ ГОЛОСА

Сравнение американских и арабских представлений о том, что такое «эффективное» убеждение

Джанис Уокер Андерсон

Люди разных культур склонны придерживаться различных взглядов на то, как надо говорить и писать убедительно. В этом отрывке Джанис Уокер Андерсон описывает некоторые отличительные черты арабского понимания убедительности.

Хотя в репортажах о событиях на Ближнем Востоке в средствах массовой информации приводятся в переводе слова арабских лидеров, эти репортажи редко дают нам понятие об отличных от наших культурных стандартах, которые используются в арабском обществе для оценки разумности доводов. «Мы можем сказать, что понятие о том, что есть "разумно", — объясняют ученые-специалисты по межкультурному общению Кондон и Юсеф (Condon & Yousef, 1975), — нельзя полностью отделить от культурных предпосылок». Этот анализ выявляет некоторые из различий между арабской и американской культурной ориентацией в вопросе о том, что составляет основу «эффективного» убеждения.

Прежде чем приступить к анализу, необходимо в первую очередь познакомить американских читателей с некоторыми фундаментальными чертами арабской и мусульманской культурной ориентации в отношении ведения дискуссий. «Хотя бедуины составляют лишь небольшую долю (около 10%) сегодняшних арабов, — объясняют Гудикунст и Ким (Gudykunst & Kim) в своей работе «Общение с незнакомцами» (Communicating With Strangers), — современная арабская культура рассматривает бедуинский дух как идеал, с которым, по крайней мере в теории, следует сверяться. Если для американской культуры характерны такие ценности, как материальное благосостояние, успех, активность, прогресс и рациональность, ядром арабского общества являются ценности «гостеприимства, благородства, храбрости, чести и самоуважения».

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19

Смотрите также

Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...

Оценка наблюдений
Исследователь, проводящий наблюдения, должен быть готов к возникновению некоторых проблем, в том числе проблемы недостаточного контроля, к появлению внесенного наблюдателем искажения, к проблеме р ...

Опрос
Метод основывается на простой идее: если вы хотите узнать, что думают люди на определенную тему, следует просто спросить их об этом. Опрос — это структурированный сборник вопросов пли утверждений, ...