Критерии оценки информационной речи
Мы начали данную главу с рассмотрения принципов информирования; в этом разделе мы сведем воедино критерии оценки информационной речи, а также рассмотрим примеры ее плана и полного текста.
Критерии оценки информационной речи несколько отличаются от общих критериев оценки публичного выступления, перечисленных в главе 16, однако многие их них относятся и к данному типу речи. На рис. 17.2 представлен контрольный список вопросов для оценки информационного выступления. Первичные критерии включают вопросы, позволяющие оценить, как были использованы элементы, харак-
Отметьте те пункты, которые были выполнены успешно. Первичные критерии
_1. Состояла ли сформулированная выступающим цель речи в информировании аудитории?
_2. Проявил ли выступающий креативность в развитии своих идей?
_3. Удалось ли выступающему завоевать доверие к себе как владеющему предметом выступления?
_4. Было ли изложение информации интеллектуально стимулирующим?
_5. Продемонстрировал ли выступающий актуальность информации?
_6. Были ли расставлены акценты в выступлении?
_7. Соответствовала ли структура речи ее целям и содержанию?
Общие критерии
_1. Была ли конкретная цель ясно сформулирована?
_2. Было ли эффективным вступление?
_3. Ясно ли были изложены основные положения?
_4. Было ли эффективным заключение?
_5. Была ли речь выступающего ясной, образной и структурированной?
_6. Говорил ли выступающий с энтузиазмом; была ли его речь выразительной, спонтанной, беглой;
установил ли он зрительный контакт с аудиторией?
Оцените каждый пункт по следующей шкале: 5 — отлично 4 — хорошо 3 — средне
2 — удовлетворительно 1 — плохо
Рис. 17.2.
Оценочный лист для информационного выступления
ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Подготовка информационной речи
Подготовьте информационную речь. Сделайте набросок речи и составьте список источников. Вы можете оценить свою речь, проверив, есть ли в ней средства, которые вызовут интерес аудитории, помогут слушателям понять вас, запомнить сообщенную вами информацию и относиться к вам с доверием. Используйте оценочный лист, приведенный на рис. 17.2, для оценки своей речи.
Помимо наброска речи составьте также план ее адаптации к предполагаемой аудитории, основанный на проделанном вами анализе аудитории (см. рис. 15.13, на котором приводится пример анализа). Данный план должен включать три кратких раздела с перечислением стратегий, которые позволят вам вызвать и сохранить интерес, облегчить понимание вашей речи и способствовать запоминанию информации слушателями. Образец речи, который вы найдете в конце главы, содержит один из вариантов такого плана. Помечайте, в каких местах речи нужно использовать наглядные пособия, а также указывайте, какие специальные языковые средства или ораторские приемы помогут вам реализовать ваш план.
терные именно для речи информационного типа. Общие критерии позволяют оценить основные элементы, которые должны присутствовать в любом эффективном выступлении.
Смотрите также
Задачи исследований в психологии
В психологии перед научным исследованием стоит четыре взаимосвязанные задачи. Исследователи хотят добиться полного описания поведения, объяснения и прогнозирования его, а также с помощью сделанных ...
Многомерный анализ
Двумерный анализ направлен на исследование взаимосвязей .между любыми двумя переменными. С помощью многомерного анализа изучаются взаимосвязи более чем двух переменных (часто количество переменных ...
Использование корреляций
Принимая во внимание подводные камни интерпретации корреляций, а также тот факт, что желаемые выводы о причинах и следствиях могут быть сделаны только на основании настоящих экспериментов с управл ...