Каковы размеры предмета или места? Если речь идет о предмете, тяжелый ли он? Лучше всего описания размеров или веса воспринимаются в сравнении. «Эта книга примерно тех же размеров, что и твоя тетрадь, но в два раза толще». «Рюкзак весил целых 30 килограммов — раза в два больше, чем обычно весит плотно упакованный дорожный чемодан».

Каковы форма и цвет объекта? Простые формы легко описать с помощью таких прилагательных, как круглый, конический или прямоугольный. Сложные объекты лучше всего описывать по частям, имеющим простые формы. Цвет, который является естественной частью описания, бывает довольно сложно передать точно. Хотя люди легко представляют себе черный и белый цвета, а также основные (красный, желтый, синий) и дополнительные (зеленый, пурпурный и оранжевый), ими описывается лишь небольшая часть объектов. Пожалуй, лучшим способом описания цвета является указание наиболее характерного предмета, имеющего данный цвет. Такие описания, как «лимонно-желтый», «кирпично-красный» и «небесно-голубой», достаточно точно передают цветовые оттенки.

Из чего сделан предмет; новый он или старый, и каково его состояние? Алюминиевый шар выглядит совершенно иначе, чем моток пряжи. Груда камней производит совершенно иное впечатление, чем куча соломы. Кирпичное строение совсем не похоже на здание из стекла и бетона. То, насколько хорошо сохранился объект, также оказывает сильное влияние на его внешний вид. Так как возраст предметов трудно поддается описанию, обычно его заменяет описание их состояния. Зачитанная книга всегда потрепана, старое здание носит следы разрушения, а почва разъедается. Таким образом, возраст и состояние представляют собой важные и информативные описательные признаки.

Какова структура объекта? Если вы описываете сложный объект, вы должны указать, как соотносятся между собой его части, чтобы слушатели смогли представить себе его в целом. Вспомните историю про слепых, которые пытались описать слона, основываясь на знании о тех частях его тела, которые они трогали. Человек, который ощупывал хобот слона, сказал, что слон похож на змею, тот, кто ощупывал его ногу, сказал, что он похож на дерево, а тот, кто ощупывал туловище слона, сказал, что слон похож на стену. Если вы описываете объект по частям, убедитесь, что аудитория представляет, как эти части связаны друг с другом.

Уточнение описаний. Описание становится более ярким благодаря уточняющим подробностям. Для многих людей описание оказывается сложной задачей, так как они не привыкли использовать развернутые и образные описания в повседневной речи. Когда вы отрабатываете свое выступление, у вас есть возможность попрактиковаться в уточнении описаний и попытаться превратить абстрактную и сухую констатацию фактов в живую и яркую картину. Мы рассмотрим процесс уточнения на примере следующего предложения.

На столе Джамала лежало несколько карандашей.

Данное предложение является простым утверждением, говорящим нам о том, что карандаши находились на столе, но больше мы о них ничего сказать не можем. Уточнение описания начинается с задавания себе вопросов, касающихся тех основных характеристик, которые мы перечислили выше. Мы должны спросить себя: «Сколько было карандашей?», «Какого цвета?» и т. д., и тогда мы сможем восстановить упущенные подробности. Уточнение описания как раз и является ответом на эти вопросы.

Стол Джамала украшали пять желтых карандашей.

«Пять» является более информативной описательной характеристикой, чем «несколько», поскольку она более конкретна; «желтые» уже помогает нам представить внешний вид карандашей; «украшали» также дает больше описательной информации, чем «лежали», так как создает зрительный образ.

Теперь спросим себя «Каково состояние этих карандашей?», «Как они расположены на столе?». В следующих двух предложениях мы дадим два совершенно различных описания карандашей, в зависимости от ответов на эти вопросы.

Пять остро заточенных желтых карандашей лежали рядом друг с другом, в строгом порядке от самого короткого к самому длинному, вдоль края стола Джамала.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Этические принципы исследований с участием людей
В 1960-х гг. один из принципов первого кодекса был переработан в отдельный кодекс этики исследований с участием людей. Комитет РА, созданный по образцу комитета Хоббса и возглавляемый его бывшим у ...

Особенности научного мышления в психологии
Способ мышления, характерный для ученых в целом и исследователей-психологов в частности, имеет определенные особенности. Во-первых, исследователи полагают, что явления действительности, в том числ ...

Использование корреляций
Принимая во внимание подводные камни интерпретации корреляций, а также тот факт, что желаемые выводы о причинах и следствиях могут быть сделаны только на основании настоящих экспериментов с управл ...