В предыдущей части главы мы рассмотрели основные принципы информирования; теперь мы переходим к навыкам, которые необходимо уметь использовать во время информационного выступления. К ним относятся навыки повествования, описания, использования определений, объяснения процессов или демонстрации, а также экспозиции. Каждому из этих навыков соответствует также определенный тип информационной речи. Иногда в одном выступлении удается использовать несколько или даже все перечисленные навыки, однако часто речь бывает построена на использовании только одного из них.

Повествование

В главе 13 говорилось о том, что повествованиями называются рассказы или истории (часто юмористические), построенные вокруг некой центральной мысли. Суть анекдота всегда раскрывается в заключительной «коронной» фразе; басня содержит мораль; другие типы историй, как правило, также заканчиваются «развязкой», которая и придает всему рассказу смысл и интерес. Таким образом, основная цель повествования — преподнести заложенный в нем смысл настолько красочно, чтобы слушатель запомнил его именно благодаря форме изложения. Так, говоря о том, насколько дорого может обойтись человеку неумение слушать, вы можете сопроводить свою речь следующей историей:

Джон целый день трудился над отчетом, чтобы успеть сдать его к пяти часам, но когда он принес его шефу, выяснилось, что отчет нужно было сдать к пяти часам следующего дня.

Содержание этого повествования, выраженное единственным предложением, можно сделать более интересным и запоминающимся. Рассмотрим, как с помощью трех основных элементов повествования можно оживить данную историю.

Повествование

— рассказ или история (часто юмористическая), построенная вокруг некой центральной мысли.

1. Повествование должно содержать уточняющие детали. Повествование можно сделать длинным или коротким, в зависимости от количества подробностей, которыми вы снабдите свою историю, для того чтобы усилить производимое ею впечатление. Так, в данной истории вы можете рассказать о том, как Джону пришлось встать в шесть часов утра — на два часа раньше обычного, чтобы успеть написать отчет, и как он вынужден был отказаться от приглашения на обед от человека, встречи с которым он ждал уже три недели, надеясь обсудить с ним важное деловое предложение.

2. На протяжении всего повествования поддерживается атмосфера ожидания. Эффект повествования усиливается за счет того, что кульминация откладывается до самой последней фразы. Для того чтобы овладеть вниманием аудитории, ее нужно заинтриговать. Слушатели будут внимательными, потому что им будет интересно узнать, правильно ли они смогли предсказать дальнейшее развитие событий. При устном изложении некоторая пауза перед окончательной развязкой еще более усиливает производимый эффект.

Джон целый день трудился над отчетом, чтобы успеть сдать его к пяти часам, но когда он принес его шефу, выяснилось, что его нужно было сдать к пяти часам [пауза] только на следующий день!

3. По возможности следует включать в повествование диалоги. История становится намного более интересной, когда действие передается в форме диалога. Обратите внимание, как та же самая коротенькая история преображается, если ввести в нее действующих лиц.

Джон влетает в кабинет шефа, размахивая отчетом перед онемевшей секретаршей. Без сил падая на стул, он протягивает свое творение: «Вот, видите, успел, прямо тютелька в тютельку!», на что секретарша с недоумением отвечает: «Джон, но ведь его нужно сдать только завтра!»

Описание

Другим приемом, позволяющим оживить информационную речь, является описание — рассказ о том, что представляет собой данный объект. Навыки описания состоят в умении подметить характерные особенности предмета и красочно передать свои наблюдения. Рассмотрим характеристики описания и способы его уточнения.

Описание

— рассказ о том, что представляет собой данный объект.

Характеристики описания

Описания основываются на наблюдениях, касающихся формы, веса, цвета, композиции, возраста, состояния и соотношения различных частей объекта.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Проблемы искажения
Поскольку в психологических исследованиях экспериментаторы, а обычно и испытуемые, — это люди, то есть вероятность появления некоторого «искажения», попытки предугадать, что должно произойти в ход ...

Публичное выступление
Для вас важно совершенствование навыков публичной речи. Вы можете спросить, почему? Дело в том, что эти навыки расширяют ваши возможности. В публичных выступлениях эффективный оратор может передат ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...