Новизна имеет большое значение, однако ее недостаточно для успеха. Сообщаемая вами информация должна отвечать глубоко заложенной в природе человека жажде знаний и потребности в осмыслении окружающего мира. Одной из важнейших задач оратора является утолить эту жажду. Нам ежедневно приходится затрагивать вопросы и темы, в которых для нас многое остается непонятным, однако мы редко предпринимаем попытки разобраться в них, отчасти из-за отсутствия мотивации к поиску дополнительной информации. Например, несколько лет назад ученые обнаружили «ледяного человека», замурованного в одном из ледников в южных Альпах, — хорошо сохранившееся тело нашего предка, жившего около четырех-пяти тысяч лет назад. На страницах газет мелькали сенсационные сообщения о находке, людей будоражила мысль о крупном научном открытии, но вряд ли кто-либо попытался выяснить подробности этой истории. В своей речи вы можете подхватить эту тему и показать значение данного открытия с точки зрения истории возникновения и развития современного человека, что, весьма вероятно, разбудит природное интеллектуальное любопытство слушателей.

Но давайте рассмотрим пример, более близкий к нашей действительности. Допустим, вы собираетесь рассказать о новых моделях автомобилей. Открыв только один номер «Бюллетеня потребителя» за апрель, обычно посвящаемый сравнительному анализу характеристик всех новых моделей, вы можете найти информацию, которая, вероятно, будет восприниматься как интеллектуально стимулирующая. В частности, все мы знаем, что автомобили японского производства захватили значительную часть американского рынка и что это, по крайней мере отчасти, объясняется уровнем качества, с которым ассоциируются японские машины. Как реагируют на эту проблему американские производители? Пытаются ли они обеспечить более высокие качественные показатели выпускаемых ими моделей? Насколько «конкурентоспособны» американские машины? Увеличивается ли объем их продаж? Не меньшее количество серьезных и интересных вопросов может вызвать и сообщение, затрагивающее проблемы безопасности вождения, срока их эксплуатации или дизайна.

Выбрать тему выступления также можно из списка, полученного в результате мозговой атаки. Но при этом нужно помнить, что если вы хотите подготовить серьезную информационную речь, нельзя останавливать свой выбор на общей теме. Продолжайте генерировать идеи, пока вы не почувствуете, что нашли тему, которую вы можете глубоко развить.

Вот некоторые из наиболее интересных для аудитории тем:

акупунктура

стихийные бедствия

вегетарианство

жестокое обращение с детьми

иммиграция

фондовый рынок

сексуальное преследование

сцены насилия в СМИ

глобальное потепление

социальное страхование

гомофобия

охрана окружающей среды

цензура

СПИД

клонирование

бедность

дискриминация

Помните о том, что названия тем это всего лишь «заголовки». Если какая-либо из этих тем покажется вам ближе других, работайте над ней, пока вы не найдете точку зрения, с которой данная тема будет выглядеть интеллектуально стимулирующей.

Креативность

Принцип третий. Аудитория более способна воспринимать, понимать и запоминать информацию, при изложении которой используется творческий подход.

Креативность можно определить как способность человека генерировать новые или оригинальные идеи и точки зрения (Eysenck, 1994). Хотя возможно, вы относитесь к числу людей, считающих, что «мне это не дано», креативной личностью может стать каждый, кто готов развивать в себе данную способность. Давайте посмотрим, что мы можем сделать для того, чтобы наше выступление стало творческим.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...

Этические принципы исследований с участием людей
В 1960-х гг. один из принципов первого кодекса был переработан в отдельный кодекс этики исследований с участием людей. Комитет РА, созданный по образцу комитета Хоббса и возглавляемый его бывшим у ...

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...