В дополнение к умению готовить и произносить речи вы должны научиться критически анализировать выступления других людей. С педагогической точки зрения, критический анализ выступлений не только обеспечивает оратора анализом того, где его речь была удачной, а где нет, но также позволяет вам, критику, понять методы произнесения речей, которые вы хотели бы применять. Анализ речи зависит от контекста (анализ эффективности информативно-демонстрационной речи отличается от анализа эффективности речи, побуждающей к действию). В этом разделе мы рассмотрим критерии оценки публичного выступления в целом. Выступления в учебной аудитории обычно оценивают на основе того, в какой степени оратор выдержал специфические критерии эффективной речи.

В главах 12-16 вы познакомились не только с этапами подготовки речи, но также с критериями, по которым оценивают речь. Основное допущение здесь состоит в следующем: если речь содержательна, хорошо организована и удачно представлена, вероятность того, что будет достигнута ее цель, возрастает. Тем самым критический аппарат оценки любой речи включает в себя вопросы, относящиеся к основам ее содержания, организации и презентации.

На рис. 16.5 приведен контрольный перечень вопросов для критической оценки речи. Воспользуйтесь им, анализируя свою первую речь.

Критическое осмысление речи

Отметьте все пункты, которые были эффективно выполнены.

Содержание

1. Была ли ясна цель речи?

2. Представил ли оратор точную информацию?

3. Использовал ли оратор разнообразный вспомогательный материал?

4. Были ли адекватными наглядные пособия и хорошо ли они использовались?

5. Установил ли оратор контакт со слушателями и приспособил ли содержание речи к интересам, знаниям и установкам аудитории?

Организация

6. Привлекло ли внимание слушателей вступление, расположило ли оно их к оратору и органично ли оно перешло в основную часть речи?

7. Были ли ясными основные положения, соотносились ли они друг с другом и были ли они изложены в виде содержательных законченных высказываний?

8. Были ли плавными переходы от одного пункта к другому?

9. Связало ли заключение воедино всю речь?

Презентация

10. Был ли язык понятным?

11. Были ли язык ярким?

12. Был ли язык эмфатическим?

13. Говорил ли оратор с энтузиазмом?

14. Продемонстрировал ли оратор достаточную экспрессивность речи?

15. Была ли презентация речи спонтанной?

16. Была ли презентация беглой?

17. Смотрел ли оратор на аудиторию?

18. Были ли приемлемыми произношение и артикуляция?

19. Была ли удачной поза оратора?

20. Были ли адекватными движения оратора?

21. Продемонстрировал ли оратор достаточную уравновешенность?

На основе этих критериев оцените речь как (отметьте одну из оценок): _превосходную,_хорошую, удовлетворительную,_сносную, посредственную.

Рис. 16.5.

Контрольны1й перечень вопросов для критической оценки речи

ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Презентация первой речи

Подготовьте 3-5-минутную информативную или побуждающую речь. Подготовьте конспект.

В качестве дополнения к конспекту вы можете написать отдельный план для адаптации речи, в котором обсуждаются приемы по привлечению и удержанию внимания, облегчению понимания и выработке позитивного отношения к вам и вашей речи.

Критерии оценки включают в себя суть темы и цели, содержание, организацию и презентацию. При оценке речи воспользуйтесь вышеприведенным контрольным перечнем. Когда вы будете репетировать свою речь, используйте этот перечень, для того чтобы удостовериться, что ваша речь соответствует базовым критериям. Ниже следуют примеры конспекта и речи студента.

Смотрите также

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...