Безусловно, наиболее часто задаваемым вопросом о публичных выступлениях является следующий: «Как мне справиться с нервозностью?». Важно осознать, что о нервозности, связанной с выступлением, сообщает почти каждый, причем все мы можем научиться эту нервозность преодолевать.

Давайте начнем с определения того, что представляет собой нервозность. Назовем ли мы это нервозностью, волнением перед выходом на сцену, страхом перед аудиторией, застенчивостью, стеснительностью, боязнью выступления или каким-то иным термином, суть этого чувства останется неизменной: страх или тревога, связанные с взаимодействием во время публичного выступления.

Нервозность

— страх или тревога, связанные с публичным выступлением.

Многое из того, что нам известно о страхе перед аудиторией, почерпнуто из исследований, проведенных Джеймсом Маккроски, который разработал наиболее валидный инструмент для оценки того, что он называет боязнью коммуникации. Рубрика «Исследования ученых» знакомит вас с его научной программой.

Хотя мы можем испытывать некоторую нервозность в любой ситуации, большинство из нас ощущают ее чаще всего во время публичного выступления. В определенной мере эта нервозность носит когнитивный характер, то есть мы мысленно предвосхищаем, как мы, скорее всего, будем нервничать. В значительной степени нервозность носит поведенческий характер, то есть она имеет объективные признаки. Например, у нас начинаются спазмы в животе, потеют ладони, пересыхает горло, и мы можем употреблять такие связующие слова и выражения, как «гм», «как бы» и «понимаете». Временами люди начинают избегать выступлений на публике или говорить как можно короче, когда требуется произнести речь.

Чтобы справиться с нервозностью, помните, что страх — это не вопрос «или-или»; это вопрос степени. Большинство из нас находится где-то между двумя крайностями полного отсутствия нервозности и всеохватывающего страха. Все дело в том, что нервозность, связанная с выступлением на публике, — вполне нормальное явление.

Многие из нас полагают, что было бы лучше, если бы мы могли полностью избавиться от нервозности. Но Джералд Филлипс (Phillips, 1977), специалист в области речи, который более 20 лет занимался изучением нервозности, связанной с публичным выступлением, говорит, что это не так. Филлипс заметил, что «научение происходит лучше всего, когда организм находится в состоянии напряжения». Фактически, небольшая нервозность способствует тому, что вы покажите все свои возможности. Если вы относитесь равнодушно к своей речи, вероятно, вы произнесете ее не лучшим образом.

Поскольку, по крайней мере, некоторое напряжение конструктивно, наша цель — научиться справляться со своей нервозностью. Филлипс приводит результаты исследований, которые показали, что почти все студенты с нервозностью по-прежнему испытывали напряжение, но почти каждый из них научился преодолевать нервозность. Далее Филлипс говорит, что «очевидно, они научились управлять напряжением; они более не рассматривали его как помеху и продвигались вперед, выполняя стоявшие перед ними задачи».

Теперь давайте рассмотрим некоторую обнадеживающую информацию, касающуюся нервозности.

1. Несмотря на нервозность, вы можете довести свою речь до конца. Имеется очень немного людей, которые так сильно волнуются, что неспособны действовать. Возможно, вам не нравится тот «трепет», который вы испытываете, но тем не менее вы можете произнести эффективную речь.

2. Велика вероятность, что слушатели распознают ваш страх в меньшей степени, чем вы предполагаете. Мысль, что аудитория заметит страх, испытываемый неопытным оратором, часто увеличивает этот страх. Мысли, что слушатели станут смеяться над запинающимся оратором или что им не терпится увидеть какой-нибудь его промах, могут оказывать самое негативное влияние. Но факты говорят о том, что слушатели, даже специалисты в области ораторского искусства, заметно преуменьшают степень боязни аудитории, которую, на их взгляд, испытывает человек (Clevenger, 1959).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...