Репетиция
Рис. 16.4.
Два примера карточек с записями для доклада о критериях выбора кредитных карт
Наглядные пособия могут сделать ваше выступление более ярким.
2. Учитывайте потребности слушателей. Если наглядное пособие, которое вы планируете использовать, прямо не способствует повышению внимания слушателей к информации по вашей теме, пониманию или запоминанию ее, тогда, возможно, стоит отказаться от него.
3. Демонстрируйте наглядные пособия, только когда говорите о них. Поскольку наглядные пособия привлекают к себе внимание аудитории, показывайте их только тогда, когда говорите о них, и убирайте их из поля зрения, когда они перестают находиться в центре внимания.
Часто одно наглядное пособие содержит несколько элементов информации. Чтобы удержать внимание аудитории на определенном элементе, снабдите наглядное пособие чехлами. Тогда, переходя от одной части наглядного пособия к другой, вы можете убрать чехлы, чтобы показать ту часть пособия, которую вы в этот момент обсуждаете.
4. Рассказывайте о наглядном пособии, когда вы его демонстрируете. Вы знаете, что именно должны увидеть слушатели в наглядном пособии. Скажите своим слушателям, куда им направить свой взгляд, объясняйте значение различных частей пособия и интерпретируйте цифры, символы и проценты.
5. Показывайте наглядные пособия так, чтобы каждый в аудитории мог их видеть. Держите наглядное пособие на расстоянии от себя и поворачивайте его к разным частям аудитории. Если вы помещаете наглядное пособие на классную доску, стенд или каким-то образом вывешиваете его, стойте с одной стороны и указывайте рукой, которая находится ближе к пособию. Если наглядное пособие необходимо развернуть или разложить, принесите с собой прозрачную ленту и прикрепите его к доске или стене так, чтобы оно не свернулось.
6. Обращайтесь к своим слушателям, а не к наглядному пособию. Возможно, вам понадобится время от времени обращаться лицом к наглядному пособию, но важно поддерживать зрительный контакт со своими слушателями в максимальной степени, частично для того, чтобы вы могли оценить, как они реагируют на ваш визуальный материал. Когда докладчики увлекаются своими наглядными пособиями, они, как правило, полностью утрачивают контакт с аудиторией.
7. Будьте внимательны при передаче объектов по аудитории. Люди разглядывают, читают, вертят и осмысляют все, что попадает им в руки. Увлекшись этим, они могут перестать вас слушать. Удерживайте внимание людей, указывая им, на что они должны смотреть и когда они должны слушать вас.
Принципы эффективной репетиции
Период эффективной репетиции включает в себя тренировку речи, ее анализ и повторную тренировку.
Первая тренировка
1. Сделайте аудиозапись практического занятия. Если у вас нет магнитофона, постарайтесь его одолжить. Возможно, вам также понадобится присутствие друга во время вашей тренировки.
2. Прочитайте конспект речи один или два раза, чтобы освежить в памяти идеи. Затем спрячьте конспект. Воспользуйтесь карточками с записями, которые вы собираетесь использовать в своем выступлении.
3. Сделайте так, чтобы условия тренировки как можно больше напоминали обстановку во время выступления, включая использование подготовленных вами наглядных пособий. Встаньте и обратитесь лицом к своей воображаемой аудитории. Представьте себе, что стулья, лампы, книги и другие объекты в комнате, где вы практикуете, — это люди.
Смотрите также
Корреляция и регрессия: основы
Считается, что переменные коррелируют, если между ними существует какая-либо взаимосвязь. Это подразумевает сам термин «корреляция»: «ко» означает взаимное действие, а «реляция» (от англ. relation ...
Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...
Один фактор — более двух уровней
Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два ее значения, является скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований ...