Рис. 16.4.

Два примера карточек с записями для доклада о критериях выбора кредитных карт Наглядные пособия могут сделать ваше выступление более ярким.

Наглядные пособия могут сделать ваше выступление более ярким.

2. Учитывайте потребности слушателей. Если наглядное пособие, которое вы планируете использовать, прямо не способствует повышению внимания слушателей к информации по вашей теме, пониманию или запоминанию ее, тогда, возможно, стоит отказаться от него.

3. Демонстрируйте наглядные пособия, только когда говорите о них. Поскольку наглядные пособия привлекают к себе внимание аудитории, показывайте их только тогда, когда говорите о них, и убирайте их из поля зрения, когда они перестают находиться в центре внимания.

Часто одно наглядное пособие содержит несколько элементов информации. Чтобы удержать внимание аудитории на определенном элементе, снабдите наглядное пособие чехлами. Тогда, переходя от одной части наглядного пособия к другой, вы можете убрать чехлы, чтобы показать ту часть пособия, которую вы в этот момент обсуждаете.

4. Рассказывайте о наглядном пособии, когда вы его демонстрируете. Вы знаете, что именно должны увидеть слушатели в наглядном пособии. Скажите своим слушателям, куда им направить свой взгляд, объясняйте значение различных частей пособия и интерпретируйте цифры, символы и проценты.

5. Показывайте наглядные пособия так, чтобы каждый в аудитории мог их видеть. Держите наглядное пособие на расстоянии от себя и поворачивайте его к разным частям аудитории. Если вы помещаете наглядное пособие на классную доску, стенд или каким-то образом вывешиваете его, стойте с одной стороны и указывайте рукой, которая находится ближе к пособию. Если наглядное пособие необходимо развернуть или разложить, принесите с собой прозрачную ленту и прикрепите его к доске или стене так, чтобы оно не свернулось.

6. Обращайтесь к своим слушателям, а не к наглядному пособию. Возможно, вам понадобится время от времени обращаться лицом к наглядному пособию, но важно поддерживать зрительный контакт со своими слушателями в максимальной степени, частично для того, чтобы вы могли оценить, как они реагируют на ваш визуальный материал. Когда докладчики увлекаются своими наглядными пособиями, они, как правило, полностью утрачивают контакт с аудиторией.

7. Будьте внимательны при передаче объектов по аудитории. Люди разглядывают, читают, вертят и осмысляют все, что попадает им в руки. Увлекшись этим, они могут перестать вас слушать. Удерживайте внимание людей, указывая им, на что они должны смотреть и когда они должны слушать вас.

Принципы эффективной репетиции

Период эффективной репетиции включает в себя тренировку речи, ее анализ и повторную тренировку.

Первая тренировка

1. Сделайте аудиозапись практического занятия. Если у вас нет магнитофона, постарайтесь его одолжить. Возможно, вам также понадобится присутствие друга во время вашей тренировки.

2. Прочитайте конспект речи один или два раза, чтобы освежить в памяти идеи. Затем спрячьте конспект. Воспользуйтесь карточками с записями, которые вы собираетесь использовать в своем выступлении.

3. Сделайте так, чтобы условия тренировки как можно больше напоминали обстановку во время выступления, включая использование подготовленных вами наглядных пособий. Встаньте и обратитесь лицом к своей воображаемой аудитории. Представьте себе, что стулья, лампы, книги и другие объекты в комнате, где вы практикуете, — это люди.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...

Особенности научного мышления в психологии
Способ мышления, характерный для ученых в целом и исследователей-психологов в частности, имеет определенные особенности. Во-первых, исследователи полагают, что явления действительности, в том числ ...