На этой стадии подготовки вы готовы приступить к репетиции — тренировке произнесения своей речи вслух. В этом разделе мы рассмотрим график подготовки и тренировки, использование записей, использование наглядных пособий и указания по эффективной репетиции.

Репетиция

— тренировка произнесения своей речи вслух.

График подготовки и тренировки

Неопытные ораторы часто полагают, что готовы произнести речь, как только они составили ее конспект. Но речь, которую не репетируют, скорее всего, будет менее эффективной, чем она могла бы быть, посвяти вы достаточное количество времени ее тренировке. Если вы не являетесь опытным оратором, постарайтесь закончить составление конспекта своего выступления, по меньшей мере, за два дня до него, с тем чтобы у вас было достаточно времени на просмотр, оценку и осмысление всех аспектов речи. На рис. 16.3 дан график, полезный при подготовке речи в учебной аудитории.

Существует ли реальная связь между временем подготовки речи и ее эффективностью? Исследование Мензела и Кэррела (Menzel & Carrel, 1994) экспериментально подтверждает общую гипотезу, согласно которой более продолжительная тренировка ведет к лучшему выступлению. Они пришли к выводу, что «значимость повторения вслух, по всей видимости, отражает следующий факт: вербализация проясняет мысль. Тем самым устная репетиция помогает добиться успеха во время фактического произнесения речи».

Использование записей во время выступления

Записи к речи включают в себя конспект речи в виде слов или фраз, а также труднозапоминаемую информацию, такую как цитаты и статистический материал. Оптимальные записи состоят из ключевых слов или фраз, которые помогают активизировать вашу память. Записи будут вам наиболее полезны в том случае, когда они состоят из минимально возможного количества слов, написанных буквами, достаточно крупными, для того чтобы их можно было сразу же увидеть. Многие ораторы сокращают свой конспект до отдельных слов или фраз.

Записи к речи

— конспект речи, а также используемые цитаты и статистический материал.

Рис. 16.3.

График подготовки речи

Если ваша речь будет длиться от трех до пяти минут, вам достаточно иметь одну-две карточки с записями размером 8x12 см. В случае 5-10-минутной речи можно ограничиться двумя-четырьмя карточками того же размера: одна карточка для изложения целей и вступления, одна или две — для основной части доклада и одна — для заключения. Если ваша речь содержит важную цитату или большое количество статистических данных, возможно, вам понадобится записать их подробно на отдельных карточках. На рис. 16.4 показаны два типовых набора записей, взятых из основной части подготовительного конспекта, описанного в главе 14.

Репетируя, пользуйтесь записями, как бы вы стали делать это во время своего выступления. Либо положите их на ораторскую трибуну, либо держите их в одной руке, обращаясь к ним только в случае необходимости. Ораторы часто обнаруживают, что составление карточек настолько эффективно, помогая закрепить в памяти основные идеи, что во время подготовки или позднее, в ходе самого выступления, им нет никакой необходимости пользоваться записями.

Использование наглядных пособий

Многие ораторы полагают, что стоит им подготовить хорошие наглядные пособия, и у них не будет никаких проблем с использованием их в своем докладе. Однако нередко доклады с хорошими наглядными пособиями становятся скомканными ввиду отсутствия тщательной подготовки к ним. Вот несколько указаний, помогающих подготовиться к эффективному использованию наглядных пособий в своей речи.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Оценка наблюдений
Исследователь, проводящий наблюдения, должен быть готов к возникновению некоторых проблем, в том числе проблемы недостаточного контроля, к появлению внесенного наблюдателем искажения, к проблеме р ...

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...

Способы познания
Давайте задумаемся над чем-нибудь, что мы считаем безусловно верным. Это может быть нечто совсем простое, вроде мысли о том, что сад лучше поливать утром, а не вечером, или нечто сложное, как, нап ...