Телесные действия включают в себя выражение лица, жесты, позу и движение. Мы обсуждали их в главе 4, а в этом разделе мы сосредоточим внимание на тех аспектах этого невербального поведения, которые вам будет необходимо учесть при публичном выступлении.

Убедитесь, что ваше выражение лица (движения рта и глаз) соответствуют тому, что вы говорите в данный момент. Слушатели реагируют негативно на каменное выражение лица, постоянные гримасы и сердитые взгляды. Слушатели реагируют позитивно на открытое и искреннее выражение лица, которое отражает ваши мысли и чувства. Активно размышляйте о том, что вы говорите, и ваше лицо примет соответствующее выражение.

Жесты — это движения рук, кистей и пальцев, которые что-то описывают и подчеркивают. Если жестикуляция дается вам нелегко, вероятно, лучше не заставлять себя жестикулировать во время выступления. В целях стимуляции жестов оставляйте руки все время свободными — это поможет вам «совершать естественные действия». Если вы сцепите руки у себя за спиной, обхватите ораторскую трибуну или засунете руки в карманы, то не сможете жестикулировать естественным образом, даже если того захотите.

Телесные действия

— выражение лица, жесты, поза и движение.

Выражение лица

— движения рта и глаз.

Жесты

— движения рук, кистей и пальцев.

Проблемы с голосом и артикуляцией

Определите свою основную проблему с голосом и артикуляцией (например, монотонная речь или невнятное произношение слов). Мысленно наметьте план работы над этой проблемой.

Поза — это положение или осанка тела. Прямая осанка и расправленные плечи во время выступления говорят аудитории о вашей уравновешенности. Сутулящиеся ораторы могут производить неблагоприятное впечатление, в частности, казаться не слишком уверенными в себе или беспечными. Если вы замечаете, что, произнося речь, приняли какое-то необычное положение, возвращайтесь к выпрямленной позе, так чтобы ваш вес распределялся равномерно на обе ноги.

Движение имеет отношение к перемещению всего тела. В идеале, движение должно помочь сосредоточиться на речевых переходах, выделить идеи или привлечь внимание к определенному аспекту речи. Избегайте таких немотивированных движений, как подскакивание и раскачивание, переступание с ноги на ногу или хождение из одного конца аудитории в другой. В начале своей речи стойте прямо на обеих ногах.

Уравновешенность относится к уверенности в своих манерах. Уравновешенный оратор способен избежать навязчивых действий, которые отвлекают слушателей, например, он не станет снимать или надевать очки, причмокивать языком, облизывать губы или почесывать нос и руки. Как правило, негативно все, что привлекает к себе внимание, а позитивно любое действие, которое подкрепляет важную идею.

Рис. 16.1.

Трудны1е слова

Аналогичным образом, уравновешенный оратор способен контролировать во время выступления свою нервозность — тема, которая будет обсуждаться далее в этой главе.

В этом разделе мы рассмотрели несколько элементов произнесения речи, которыми, как может показаться, особенно трудно овладеть инвалидам. Врезка «Разные голоса» демонстрирует, что, невзирая на очевидные физические недостатки, люди могут обрести уверенность в себе и преуспеть в ораторском искусстве.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...

Квазиэкспериментальные планы
Строго говоря, «настоящие» экспериментальные исследования проводятся с использованием управляемых независимых переменных и либо эквивалентных групп в случае межсубъектных планов, либо позиционного ...

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з ...