Компоненты репетиции речи
Телесные действия включают в себя выражение лица, жесты, позу и движение. Мы обсуждали их в главе 4, а в этом разделе мы сосредоточим внимание на тех аспектах этого невербального поведения, которые вам будет необходимо учесть при публичном выступлении.
Убедитесь, что ваше выражение лица (движения рта и глаз) соответствуют тому, что вы говорите в данный момент. Слушатели реагируют негативно на каменное выражение лица, постоянные гримасы и сердитые взгляды. Слушатели реагируют позитивно на открытое и искреннее выражение лица, которое отражает ваши мысли и чувства. Активно размышляйте о том, что вы говорите, и ваше лицо примет соответствующее выражение.
Жесты — это движения рук, кистей и пальцев, которые что-то описывают и подчеркивают. Если жестикуляция дается вам нелегко, вероятно, лучше не заставлять себя жестикулировать во время выступления. В целях стимуляции жестов оставляйте руки все время свободными — это поможет вам «совершать естественные действия». Если вы сцепите руки у себя за спиной, обхватите ораторскую трибуну или засунете руки в карманы, то не сможете жестикулировать естественным образом, даже если того захотите.
Телесные действия
— выражение лица, жесты, поза и движение.
Выражение лица
— движения рта и глаз.
Жесты
— движения рук, кистей и пальцев.
Проблемы с голосом и артикуляцией
Определите свою основную проблему с голосом и артикуляцией (например, монотонная речь или невнятное произношение слов). Мысленно наметьте план работы над этой проблемой.
Поза — это положение или осанка тела. Прямая осанка и расправленные плечи во время выступления говорят аудитории о вашей уравновешенности. Сутулящиеся ораторы могут производить неблагоприятное впечатление, в частности, казаться не слишком уверенными в себе или беспечными. Если вы замечаете, что, произнося речь, приняли какое-то необычное положение, возвращайтесь к выпрямленной позе, так чтобы ваш вес распределялся равномерно на обе ноги.
Движение имеет отношение к перемещению всего тела. В идеале, движение должно помочь сосредоточиться на речевых переходах, выделить идеи или привлечь внимание к определенному аспекту речи. Избегайте таких немотивированных движений, как подскакивание и раскачивание, переступание с ноги на ногу или хождение из одного конца аудитории в другой. В начале своей речи стойте прямо на обеих ногах.
Уравновешенность относится к уверенности в своих манерах. Уравновешенный оратор способен избежать навязчивых действий, которые отвлекают слушателей, например, он не станет снимать или надевать очки, причмокивать языком, облизывать губы или почесывать нос и руки. Как правило, негативно все, что привлекает к себе внимание, а позитивно любое действие, которое подкрепляет важную идею.
Рис. 16.1.
Трудны1е слова
Аналогичным образом, уравновешенный оратор способен контролировать во время выступления свою нервозность — тема, которая будет обсуждаться далее в этой главе.
В этом разделе мы рассмотрели несколько элементов произнесения речи, которыми, как может показаться, особенно трудно овладеть инвалидам. Врезка «Разные голоса» демонстрирует, что, невзирая на очевидные физические недостатки, люди могут обрести уверенность в себе и преуспеть в ораторском искусстве.
Смотрите также
Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование,
в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы),
поддерживает остальные не ...
Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких
целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет
собой процесс построения и проверк ...
«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований,
необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение
будет оцениваться. Для этого есть дв ...