В ходе репетиции речи вы должны проанализировать вербальные и невербальные компоненты своей речи. Давайте рассмотрим их более подробно.

Вербальные компоненты

Слушатели не могут «перечитать» то, что вы сказали. Чтобы быть умелым оратором, важно употреблять конкретные и точные слова (см. обсуждение в главе 3), но при этом вам необходимо давать яркие и выразительные формулировки.

Яркие слова и выражения описательны, полны жизни, энергичны, ясны и насыщенны. Например, комментатор бейсбольного матча может сказать: «Джексон ловко поймал мяч», но более ярким описанием будет следующее: «Джексон прыгнул и поймал мяч одной рукой, налетев на ограждение в центре поля». Слова прыгнул, поймал одной рукой и налетел придают действию насыщенную вербальную окраску. Яркая речь начинается с яркой мысли. Вероятность, что вы выразитесь ярко, возрастает во много раз, если вы можете прочувствовать смысл того, что пытаетесь передать.

Яркость речи часто достигается использованием сравнений и метафор. Сравнение — это прямое сопоставление разнородных объектов, которое обычно выражается с помощью слов подобно или как. Сравнениями являются такие словесные штампы, как «она ходит как утка» или «она поет как соловей». Примером более яркого сравнения будет следующее, употребленное одним учителем младших классов, который сказал, что возвращение в школу после долгого отсутствия «подобно попытке удержать под водой сразу 35 пробок» (Hensley, 1995). Это свежее, образное сравнение передает характер задач, стоящих перед учителем муниципальной школы.

Сравнение

— прямое сопоставление разнородных объектов.

Метафора — это сопоставление, которое выражает фигуральную идентичность сопоставляемых объектов. Вместо того чтобы сказать, что одна вещь подобна другой, метафора говорит, что одна вещь является другой. В результате неисправные автомобили становятся «лимонами», а неудачно действующие полевые игроки бейсбольной команды — «решетом». Более оригинальной метафорой в ответе на утверждение, что «телевизор — это тостер с картинками», может быть следующее: «Этот тостер не просто подрумянивает хлеб. Он поджаривает нашу страну» (Hundt, 1995).

Метафора

— сопоставление, которое выражает фигуральную идентичность объектов.

Хотя сравнения и метафоры могут сделать речь более яркой, разумно избегать банальных штампов. Старайтесь придумывать оригинальные метафоры для своего выступления.

Эмфаза придает словам и идеям силу или интенсивность. Старайтесь выделять какие-то части своей речи за счет пропорции, повторения или использования переходов.

Эмфаза посредством пропорции означает, что вы уделяете больше времени одной идеи по сравнению с другой, в результате чего ваши слушатели воспримут это место как более важное.

Эмфаза посредством повторения означает, что вы произносите важные слова или выражаете важные идеи более одного раза. Вы можете либо повторить те же самые слова: «Кольцевидный коралловый остров, почти или полностью окружающий лагуну, называют атоллом; запомните это слово — атолл», либо сформулировать идею в других словах: «Тест будет состоять примерно из четырех повествовательных вопросов; то есть все вопросы теста потребуют от вас достаточно подробного обсуждения материала».

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Многомерный анализ
Двумерный анализ направлен на исследование взаимосвязей .между любыми двумя переменными. С помощью многомерного анализа изучаются взаимосвязи более чем двух переменных (часто количество переменных ...

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...

Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...