Под «функциональной неграмотностью» я подразумеваю то, что человек испытывает затруднения, когда пытается заниматься каким-либо делом, связанным с навыками чтения и письма.

2. Подкрепили ли вы каждое общее заявление хотя бы одним конкретным примером?

Пусть, например, вы сделали такое заявление:

Многие американцы, страдающие функциональной неграмотностью, читают настолько плохо, что не могут понять даже простейшие указания.

Здесь вы могли бы использовать пример:

Например, функционально неграмотный человек может быть неспособен прочесть или понять фразу «Принимать три раза в день после еды».

3. Приводите ли вы сравнения или противопоставления, чтобы связать новую информацию с той, которую ваша аудитория уже знает? Например, если вы хотите, чтобы слушатели почувствовали, что значит быть функционально неграмотным, вы можете сравнить проблемы функционально неграмотных людей с проблемами, которые многим знакомы, такими как трудности общения на иностранном языке:

Многие из нас учили в школе какой-нибудь иностранный язык. Но когда мы попадаем на «иностранную» территорию, мы часто обнаруживаем, что даже дорожные знаки могут оказаться трудными для нашего понимания, когда мы испытываем хотя бы небольшое давление. Например, когда я имел счастье прошлым летом побывать в Монреале, помню, я увидел дорожный знак, говорящий о том, что то, что мне нужно, находится а droit. Я думал, что могу разобраться в таких простых указаниях, и, тем не менее, около минуты я гадал, значит ли а droit «направо» или, наоборот, «налево». Только представьте себе, на что это будет похоже, если по поводу такого множества «простых» идей и указаний вам придется некоторое время теряться в догадках, каждый раз рискуя совершить большую ошибку.

Короче говоря, в любом месте вашей речи, где могут возникнуть какие-либо трудности с пониманием идей или понятий, будьте готовы предложить определение, пример, сравнение или противопоставление.

4. Используете ли вы более одного способа развития важных положений, которые, как вы считаете, вашим слушателям необходимо запомнить? Этот последний совет основывается на твердом психологическом принципе: чем больше разных объяснений дает говорящий, тем больше слушателей его поймут. Вернемся к важному заявлению, сделанному нами выше:

Многие американцы, страдающие функциональной неграмотностью, читают настолько плохо, что не могут понять даже простейшие указания.

Мы сопроводили это утверждение примером:

Функционально неграмотный человек может быть неспособен прочесть или понять фразу «Принимать три раза в день после еды».

Пример сделал наше утверждение более осмысленным.

Посмотрим теперь, как мы можем далее развить это положение:

Среди американцев есть много людей, страдающих функциональной неграмотностью. То есть довольно большое число американцев, около 20% взрослого населения, или приблизительно 35 млн. человек, испытывают серьезные затруднения при выполнении обычных задач, связанных с чтением. Часто они читают настолько плохо, что не могут понять простых кулинарных рецептов, инструкций о том, как привести в действие бытовой прибор, или правил какой-нибудь игры. Например, функционально неграмотный человек может быть неспособен прочесть или понять фразу «Принимать три раза в день после еды».

Первая фраза «Среди американцев есть много людей, страдающих функциональной неграмотностью» состоит из восьми слов, которые можно произнести всего лишь где-то за пять секунд! Тот из ваших слушателей, кто в эти пять секунд кашлянет, уронит карандаш или вспомнит о назначенной на сегодня встрече, упустит все важное предложение. Первый пример прибавляет к заявлению еще 17 слов. Теперь, вероятно, больше людей уловят вашу мысль. Расширенный пример содержит 76 слов. Теперь, даже при наличии сильных отвлекающих воздействий, большинство слушателей, скорее всего, услышат и примут к сведению эту информацию.

В короткой речи вы не сможете полностью изложить материал во всех подробностях. Вы можете, однако, выделить две или три наиболее приоритетных для вас детали и раскрыть их полнее, используя два или три типа развития положений.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...