Если вы предполагаете, что ваши слушатели не обладают достаточной базой знаний, чтобы понять ту информацию, которую вы хотите представить им в своей речи, вам нужно сориентировать их. Если же вы предполагаете, что аудитория обладает необходимой базой знаний, вам все равно надо будет представить материал так, чтобы обеспечить его понимание слушателями на протяжении всей вашей речи.

Как сориентировать слушателей

Поскольку слушатели вполне могут просто перестать следить за вашей речью, если потеряют ее нить в самом начале, лучше ошибиться в сторону недооценки знаний аудитории, чем в сторону их переоценки. Поэтому если есть хоть какая-то причина полагать, что некоторые люди могут не обладать необходимыми базовыми знаниями, уделите время тому, чтобы сделать обзор основных фактов, касающихся вашей темы. Например, если вы готовите речь о политических и экономических переменах в Восточной Европе, у вас есть все основания быть уверенными в том, что каждый человек из вашей аудитории знает о распаде Советского Союза и Югославии. Однако не каждый может помнить, какие именно государства образовались на их месте. Прежде чем погрузиться в рассуждения об изменяющемся мире, напомните вашим слушателям названия стран и народов, о которых вы собираетесь говорить.

ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНЫХ

Джоан Горем, профессор коммуникационных исследований и помощник декана по учебным вопросам в Колледже наук и искусств Эберли при Университете Западной Вирджинии, о прямом контактеДжоан Горем начинала свою профессиональную карьеру как школьный учитель, поэтому

Джоан Горем начинала свою профессиональную карьеру как школьный учитель, поэтому нет ничего удивительного в том, что существенная часть ее исследований сфокусирована на «прямом контакте» — использовании коммуникации для усиления контакта и психологической близости между учителем и учеником, что в конечном счете воздействует на качество обучения. Ее первой серьезной работой, посвященной роли невербальной коммуникации при обучении, стала диссертация, которую она защищала в Университете Северного Иллинойса, и где она показала в сравнении, как воздействуют на взрослых и детей «молчаливые сообщения», посылаемые преподавателями по невербальным каналам.

Когда Горем получила место в Университете Западной Вирджинии, она продолжила исследования, начатые Жаном Андерсеном, Джеймсом Маккроски, Вирджинией Ричмонд и другими учеными на тему контакта между учителем и учеником. Хотя в то время она не собиралась посвятить всю свою научную жизнь исследованию этих контактов, Горем пишет: «Эта научная работа просто выросла сама из себя. Когда я подготовила отчет о данных одного исследования, я обнаружила, что многие вопросы остались без ответа, и это мотивировало меня начать новые исследования, касающиеся других сторон предмета».

Исследования Горем помогают учителям понять, как стиль общения воздействует на их отношения с учениками и как это связано с результатами обучения. Некоторые из ранних научных работ на тему «прямого контакта» позволяли предположить, что результаты обучения в данном случае зависят только от восприятия учениками преподавателя. То есть ученики сообщали о том, что они лучше усваивают материал с учителями, ведущими себя более раскованно, но в этих работах не было документальных свидетельств действительных улучшений. По мере того как Горем совершенствовала методы исследований, она получала результаты, подтверждающие гипотезу о том, что прямой контакт непосредственно связан с качеством обучения.

Поскольку научение включает в себя процессы возбуждения, внимания и запоминания, Горем полагает, что учителя, которые устанавливают достаточный и уместный прямой контакт с учениками, не только скорее могут стимулировать своих учеников проявлять внимание, но и увеличивают этим их интерес и мотивацию. В итоге ученики легче понимают и в конечном счете запоминают представленную им информацию.

С практической точки зрения, какие же конкретные способы поведения должны использовать учителя, чтобы усилить прямой контакт? Из работ Горем мы узнаем, что учителя устанавливают прямой контакт частично с помощью таких видов невербального поведения, как использование жестов, взгляд, направленный прямо на учеников, улыбки, передвижение по классу и

Так как некоторые из ваших слушателей, возможно, уже неплохо ориентируются в вашей теме, хорошим способом представить такую вводную информацию, не оскорбляя их подозрением в невежестве, будет обзор в форме напоминания слушателям о том, что они знают. Если вы начнете со слов «как вы помните», «как мы знаем», «все мы помним из школьного курса, что», ваша ориентация будет воспринята как вводный обзор, а не как оскорбление. Если информация уже известна слушателям, они будут видеть в ваших словах просто напоминание. Если нет, они получат информацию таким образом, что это не будет восприниматься как указание на пробелы в их знаниях, — они смогут вести себя так, как будто они, на самом деле вспоминают известные им факты.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...

Задачи исследований в психологии
В психологии перед научным исследованием стоит четыре взаимосвязанные задачи. Исследователи хотят добиться полного описания поведения, объяснения и прогнозирования его, а также с помощью сделанных ...