Интерес слушателей зависит от того, считают ли они, что данная информация может иметь какое-то значение лично для них: «Какое отношение все это имеет ко мне?». Давайте рассмотрим четыре принципа, которые вы можете использовать, для того чтобы привлечь и поддерживать интерес аудитории: своевременность, близость, серьезность и живость.

Своевременность информации

— предоставление информации, которая может быть использована немедленно.

Своевременность

Слушатели скорее заинтересуются информацией, которую они воспринимают как своевременную, — они хотят знать, как они смогут использовать эту информацию немедленно. Предположим, вы понимаете, что тема вашей речи — «Критерии оценки качества бриллиантов» — вряд ли возбудит самый непосредственный интерес у аудитории. Следующее введение может помочь вам мотивировать своих слушателей счесть знания о бриллиантах своевременными:

Гадая, что подарить жене или мужу или другому дорогому для вас человеку по какому-нибудь значительному поводу, вы, может быть, задумывались на минутку о том, что неплохо бы подарить кольцо, серьги или ожерелье с бриллиантами. Но, вероятно, вы, как и я, уклонялись от этой мысли, потому что вы не так уж много знаете о бриллиантах и считаете, что не можете их себе позволить. Ну что ж, сегодня я постараюсь помочь вам кое в чем, рассказав о том, как оценивать качество бриллиантов.

Близкая информация

— информация, которая касается личного пространства человека.

Близость

Слушателей больше интересует информация, которая близка им, то есть может касаться их личного пространства. Психологически, мы скорее обратим внимания на информацию, которая имеет отношение к нашей «территории», чем на то, что представляется нам чем-то отдаленным. Вы, возможно, слышали, как ораторы иногда говорят что-то вроде: «А сейчас я приведу более понятный вам пример». Такие приемы работают, потому что информация становится для людей интересней, когда они считают, что она затрагивает то, что для них более важно. Если, например, вы хотите сделать доклад о том, какие трудности испытывает управление по охране окружающей среды при проведении своих природоохранных кампаний, вам лучше взять примеры из жизни того сообщества, к которому принадлежит аудитория. Если у вас нет такой информации, не пожалейте времени на то, чтобы найти ее. Например, в случае с темой охраны окружающей среды, хорошо продуманный телефонный звонок в местное или региональное отделение управления по охране окружающей среды или даже в местную газету, даст вам информацию, необходимую для того, чтобы установить связь с аудиторией.

Серьезная информация

— информация, связанная с физическими, экономическими или психологическими последствиями для слушателя.

Живая информация

— информация, которая затрагивает наши чувства.

Серьезность

Информация с большей вероятностью заинтересует ваших слушателей, если она серьезна, то есть связана с физическими, экономическими или психологическими последствиями. Чтобы привлечь или поддержать интерес к предмету во время речи о токсичных отходах, вы могли бы указать на серьезные физические последствия этой проблемы, сказав: «Токсичные отходы в окружающей среде влияют на здоровье каждого из нас», вы также могли бы указать на экономические последствия этой проблемы, сказав: «Очистка, вывоз и захоронение токсичных отходов требуют много денег, — это увеличивает наши налоги», или на психологические последствия этой проблемы, сказав: «Токсичные отходы медленно, но верно ухудшают качество нашей жизни и жизни наших детей».

Вспомните, как резко повышается внимание ваших однокурсников, когда преподаватель сообщает, что определенная часть информации «будет в билетах на экзамене». Потенциально серьезное экономическое воздействие (невнимание может стоить вам хорошей оценки на экзамене) часто оказывается достаточным средством, для того чтобы включить наше внимание. Большинство из нас просто не станут полностью сосредоточивать свое внимание до тех пор, пока не увидят, что информация серьезна.

Живость

Слушатели обычно больше интересуются анекдотами, примерами и другой живой информацией, которая затрагивает наши чувства. Например, в середине вашей речи о токсичных отходах вы замечаете, что внимание слушателей слабеет, в то время как вы сообщаете техническую информацию. Вместо того чтобы ждать, пока вы совсем потеряете свою аудиторию, можно выбрать момент и сказать: «Позвольте мне рассказать вам одну историю, которая хорошо иллюстрирует опасность токсичных отходов».

Страницы: 1 2

Смотрите также

Этические принципы исследований с участием людей
В 1960-х гг. один из принципов первого кодекса был переработан в отдельный кодекс этики исследований с участием людей. Комитет РА, созданный по образцу комитета Хоббса и возглавляемый его бывшим у ...

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...

Особенности научного мышления в психологии
Способ мышления, характерный для ученых в целом и исследователей-психологов в частности, имеет определенные особенности. Во-первых, исследователи полагают, что явления действительности, в том числ ...