Первый, и во многих отношениях наиболее важный способ, каким оратор показывает, что помнит о присутствии своей аудитории, — это достижение взаимопонимания, то есть понимания того, что оратор и аудитория располагают одними и теми же сведениями, а также испытывают похожие чувства и имеют общий опыт.

Использование личных местоимений

Один из способов достичь взаимопонимания — пользоваться личными местоимениями, которые относятся непосредственно к тому, кто говорит, к тем, кому говорят, или к тем, о ком говорят. Всего лишь употребляя слова «вы», «нам», «мы» и «наше», вы уже посылаете своим слушателям вербальные сигналы, показывающие им, что вы говорите именно с ними.

Джереми в своей речи об эффектах телевизионного насилия вместо слов «Когда люди думают о насилии на телевидении, они часто спрашивают себя, как это воздействует на зрителей», мог бы сказать: «Если вы подумаете о насилии на телевидении, то вы, возможно, спросите себя — как это воздействует на зрителей». Использование этих двух личных местоимений в данном предложении может показаться не таким уж большим делом, но часто здесь и пролегает черта между вниманием и безразличием аудитории к вам и к вашей речи.

Персонификация

— приспособление информации к специфическим представлениям аудитории.

Задавайте риторические вопросы

Второй способ создать общую почву — задавать риторические вопросы, представляющие собой утверждения в форме вопроса. Например, в случае с насилием на телевидении, внесение еще одного изменения позволит аудитории сильнее ощутить свое участие в разговоре:

Приходилось ли вам, когда вы смотрели какую-нибудь особенно жестокую телевизионную программу, задавать себе вопрос: «Не может ли такое количество насилия в этих программах негативно воздействовать на зрителей»?

Риторические вопросы стимулируют активность аудитории, а когда слушатели участвуют в разговоре, они лучше понимают его содержание. Чтобы риторические вопросы оказали должное воздействие, они должны быть искренними, поэтому тренируйтесь до тех пор, пока вы не сможете задавать такие вопросы естественно и искренне.

Делитесь общими переживаниями

Третий способ достижения взаимопонимания — делиться общими для вас и аудитории переживаниями, выбирая и представляя случаи из личного опыта, примеры и иллюстрации, которые показывают, что вы и ваши слушатели имеете много общего. Например, в речь об эффектах телевизионного насилия Джереми мог бы вставить что-нибудь вроде такой фразы: «Вы, может быть, помните, как в ключевые моменты какого-нибудь действительно жуткого кино иногда хочется просто закрыть глаза». В этом случае Джереми обращается к слушателем с призывом вспомнить моменты своего собственного страха. Это может оказать столь же сильное воздействие, как если бы он потратил много времени на то, чтобы описать в деталях какую-нибудь конкретную сцену.

Персонифицируйте информацию

Четвертый способ создания достижения взаимопонимания — персонифицировать информацию, связывая ее со специфическими представлениями аудитории. Предположим, что вы произносите перед жителями Калифорнии речь о воздействии японской экономики на рынок США и хотите помочь своим слушателям лучше представить себе географию Японии. Вы можете привести следующую статистическую выдержку:

Япония — маленькая и плотно населенная страна. Народ численностью 126 млн человек живет на территории площадью 379 600 км2, что дает плотность населения 332 человека на км2. (World Almanac, 2001)

Этот отрывок, хоть и содержит определенную информацию, но совершенно не связан с вашей конкретной аудиторией. Вы могли бы дать ту же самую информацию так, чтобы она стала и более интересной, и более осмысленной для ваших калифорнийских слушателей:

Страницы: 1 2

Смотрите также

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...

Оценка наблюдений
Исследователь, проводящий наблюдения, должен быть готов к возникновению некоторых проблем, в том числе проблемы недостаточного контроля, к появлению внесенного наблюдателем искажения, к проблеме р ...

Использование корреляций
Принимая во внимание подводные камни интерпретации корреляций, а также тот факт, что желаемые выводы о причинах и следствиях могут быть сделаны только на основании настоящих экспериментов с управл ...