Теперь, когда у вас есть все необходимые части, пора изложить все в форме законченного плана. Воспользуйтесь этими контрольными вопросами и проверьте свой план, прежде чем перейти к доводке и тренировке речи.

1. Использовал ли я стандартный набор символов для разметки структуры? Главные пункты плана обычно указывают римскими числами, основные подразделы отмечаются заглавными буквами, подзаголовки уровнем ниже — арабскими цифрами, подзаголовки еще более низкого уровня — строчными буквами.

2. Написал ли я основные пункты и подразделы в виде законченных фраз? Законченные фразы помогают вам понять: 1) действительно ли каждый основной пункт плана помогает достичь цели вашей речи; 2) выражают ли ваши формулировки тезис плана. Если ключевые идеи полностью не отражены в плане, то вам будет трудно следовать принципам, изложенным ниже.

3. Содержат ли главные пункты плана и основные подразделы одну идею? Этот принцип помогает сохранить последовательность изложения. Так, например, в пункте плана

I. Этот парк красивый и до него легко добраться.

фразу нужно разбить на две части:

I. Этот парк красивый.

II. До парка легко добраться.

Разделив идеи по пунктам, оратор может выстроить доказательства и быть уверенным, что слушатели увидят и поймут их взаимосвязь с основными положениями.

4. Действительно ли каждый подраздел связан с соответствующим основным положением или подкрепляет его? Этот принцип называется подчинением. Рассмотрим следующий пример:

I. Для успешной игры необходимо подходящее снаряжение.

A. Хорошие теннисные туфли нужны для того, чтобы лучше двигаться.

Б. Перчатки защитят ваши руки.

B. Упругий мячик обеспечивает хороший отскок.

Г. Хорошая установка не повредит.

Обратите внимание, что главный тезис говорит о снаряжении; пункты А, Б, В (туфли, перчатки и мяч) связаны с основным положением. А вот пункт Г — установка — не относится к снаряжению и должен находиться в другом месте плана, если он вообще нужен.

Наблюдай и размышляй Рабочая тетрадь

Составление плана выступления

Используя информацию из предыдущих четырех заданий рубрики «Наблюдай и размышляй», в рабочей тетради под пунктом 14.5 составьте план вашей первой речи. В конце плана укажите используемые источники информации. Сравните ваш план с приведенным на рис. 14.2 образцом, чтобы убедиться в его соответствии принципам, описанным в этой главе. Проверьте, включили ли вы в план цель речи, тезис, вступление, ясно изложенные основные положения, переходы между основными положениями, заключение и список источников.

5. Составляют ли все слова в плане не более чем одну треть от общего числа слов в речи? План речи — это только ее скелет, а не текст с приводимыми примерами. План должен быть достаточно кратким, чтобы он позволил вам поэкспериментировать с изложением во время репетиции речи, и вы должны суметь приспособить его к нуждам аудитории, когда будете выступать. Можно легко определить, правильной ли длины ваш план: проверьте, чтобы он не содержал больше одной трети от общего количества слов доклада. Поскольку вам нужны только приблизительные цифры, то, чтобы подсчитать максимум слов для вашего плана, представьте, что говорите со скоростью 160 слов в минуту. (В прошлом семестре скорость речи для большинства студентов в моем классе составляла 140-180 слов в минуту.) Так, произнося, в среднем, 160 слов в минуту, речь в 3-5 минут будет содержать приблизительно 480-800 слов, а план-конспект должен включать 160-300 слов. Речь на 810 минут с количеством слов около 1280-1600 должна иметь план приблизительно в 426-533 слова.

Теперь, когда мы рассмотрели различные части плана, соединим их вместе и в последний раз взглянем на них. План на рис. 14.2 иллюстрирует эти принципы на практике. В правой колонке приводится комментарий к каждому из рассмотренных нами принципов.

Смотрите также

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...

Многомерный анализ
Двумерный анализ направлен на исследование взаимосвязей .между любыми двумя переменными. С помощью многомерного анализа изучаются взаимосвязи более чем двух переменных (часто количество переменных ...

Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...