Шекспир сказал: «Все хорошо, что хорошо кончается», — и это особенно верно, когда мы говорим о хорошей речи. У заключения две главные цели: 1) закончить речь так, чтобы она напомнила аудитории о том, что вы сказали; 2) повторить сказанное, чтобы аудитория запомнила ваши слова и задумалась над вашим сообщением. Заключение — это относительно маленькая часть речи; оно редко занимает более 5% речи (3545 слов в пятиминутном выступлении), но все же стоит времени и усилий, чтобы усилить эффект речи.

Ораторы для своих речей выбирают заключения на основании цели речи и обращения к аудитории. Чтобы определить, как закончить речь, попробуйте выбрать одно из трех заключений, затем подберите такое, которое, по вашему мнению, будет лучше всего содействовать достижению цели вашей речи. Вы должны уметь придумать четыре типа заключений: резюме, история, призыв к действию и эмоциональное воздействие.

Заключение-резюме

Самый легкий способ закончить речь — подвести итоги по основным положениям. Например, самый короткий вариант концовки речи о первых признаках рака будет следующий: «Запомните, если вы вдруг теряете в весе, чувствуете упадок сил или замечаете кровь в вашей моче или испражнениях, немедленно обратитесь к врачу». В таком окончании речи вновь сформулированы ключевые идеи, которые следует запомнить слушателям. Резюме подходят для информационных и убеждающих речей.

Эффективные ораторы часто делают резюме, чтобы достичь первой цели речи, — в конце напомнить аудитории о том, что было сказано ранее. Однако опытные докладчики часто подкрепляют свои резюме материалом, который должен достичь и второй цели — повторить, так чтобы слушатели запомнили слова говорящего и подумали над его обращением. Остальные типы заключений, представленные здесь, можно использовать в качестве дополнения или вместо резюме.

Заключения в форме истории

Материал в форме истории или анекдота, подкрепляющий общее содержание речи, так же хорошо подходит для заключения, как и для вступления. В своей речи о банковском деле Эдуард Кратчфилд (Crutchfield, 1980) подводит итог примером из личного опыта и показывает, что банкиры должны быть готовы к появлению конкурентов с любой стороны.

Однажды я играл в американский футбол за Дэвидсон — маленький колледж приблизительно в 20 милях к северу от Шарлотт. Одна игра мне особенно запомнилась — когда меня сильно толкнули и сбили с ног. Хотя это случилось 17 лет назад, хруст ломающихся костей я помню до сих пор. Итак, прошло 17 лет, мне сделали 3 операции и моя спина в полном порядке. Но в тот день я понял нечто важное в соревнованиях. Соревнование не означает, что соперник всегда находится перед вами. Вас довольно легко может поразить соперник, появившийся совершенно с другой стороны.

Заключения в форме историй эффективны в информационных или в убеждающих речах.

Заключения в форме призыва

к действию

Призыв к действию — распространенный способ закончить речь, направленную на убеждение. Призыв описывает поведение, которого вы добиваетесь от аудитории после того, как слушатели выслушали ваши аргументы. Обратите внимание, как Хизер Эт-тингер завершает свою речь на заседании конгресса (Ettinger, 2000) энергичным призывом к действию:

Страницы: 1 2

Смотрите также

Опрос
Метод основывается на простой идее: если вы хотите узнать, что думают люди на определенную тему, следует просто спросить их об этом. Опрос — это структурированный сборник вопросов пли утверждений, ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...