Основные положения формируют структуру вашей речи. Поймет и примет ли аудитория то, о чем вы говорите, зависит от того, насколько хорошо вы объясните и проиллюстрируете основные положения. Как мы говорили в главе 13, факты и мнения экспертов — особый тип информации, использующейся в речах. Если основные пункты уже составлены, вы можете отобрать подходящую вспомогательную информацию и решить, как лучше объяснить и проиллюстрировать каждое из положений.

Составьте список иллюстративных

материалов

Сначала выпишите отдельно основное положение. Затем под ним выпишите всю собранную вами информацию, которая, по вашему мнению, относится к этому положению. Пусть вас не беспокоит, что информация не упорядочена и ее детали, на первый взгляд, не связаны друг с другом. Ваша цель на этом этапе — увидеть, с чем вам придется работать. Например, на рис. 14.1 показан полный список иллюстративного материала к первому основному положению в докладе Эмминга в отредактированном им виде.

Приведите в порядок иллюстративный материал

Если вы уже составили список вспомогательных материалов, найдите пункты, связанные друг с другом. Соедините линиями логически связанные единицы информации и вычеркните те пункты, которые, по вашему мнению, не относятся к делу. Вы можете также объединить схожие мысли, имеющие разную формулировку.

I. Первым критерием для выбора подходящей кредитной карты является изучение процентной ставки. Для большинства кредитных карт ставка составляет, в среднем, 18%. Некоторые карты имеют ставку до 21%.

Некоторые карты предлагают льготные периоды (зачеркнуто). Ставки торговых организаций часто выше, чем банковские ставки (зачеркнуто). В среднем, ставки по кредитным картам выше обычных банковских процентных ставок. Колеблющаяся ставка означает, что начисление процентов меняется каждый месяц. Фиксированная ставка означает, что начисление процентов остается неизменным. Многие компании предлагают низкие ставки (от 6 до 8% на определенные периоды).

Рис. 14.1.

Иллюстративный материал Эмминга в отредактированном им виде

Схожие пункты, соединенные линиями, можно сгруппировать под одним общим заголовком. Например, на рис. 14.1 показано, как Эмминг объединил четыре пункта, связанные с величиной начисляемых процентов, и два пункта, связанные с типом ставки. Вы также можете решить, какая информация вам не понадобится. (Обратите внимание на два пункта, которые Эмминг вычеркнул.)

Теперь прочтем план, который Эмминг составил для первого основного положения. В нем выделены два подзаголовка с подпунктами в каждом и удалены зачеркнутые пункты. Заметьте, как форма плана соответствует его содержанию: основное положение обозначено римской цифрой, заголовки — заглавными буквами, а подпункты — арабскими цифрами.

I. Первым критерием для выбора подходящей кредитной карты является величина процентной ставки.

А. Процентная ставка — это процент, который компания обязывает вас выплатить, чтобы провести баланс по вашей карте после даты платежа.

1. Для большинства кредитных карт предлагается, в среднем, 18%, что значительно выше обычной процентной ставки.

2. Некоторые кредитные карты имеют, в среднем, ставку до 21%.

3. Многие компании предлагают для определенных периодов очень низкие ставки (от 6% до 8%).

Б. Процентная ставка может быть колеблющейся и фиксированной.

1. Колеблющаяся ставка означает, что начисление процентов меняется каждый месяц.

2. Фиксированная ставка означает, что начисление процентов остается неизменным.

В подобном плане перечислен вспомогательный материал, но отсутствуют различные детали. Например, в своей речи Эмминг может использовать личный опыт, примеры, иллюстрации, случаи из жизни, статистику, расчеты и другие формы вспомогательного материала. В план следует включать только ту информацию, которая нео

Страницы: 1 2

Смотрите также

Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...

Причины использования планов с малым N
Несмотря на популярность в современной психологии планов с большим N, исследования с одним или несколькими испытуемыми внесли и продолжают вносить важный вклад в развитие знаний о поведении. Как в ...

Виды психологических исследований
Есть различные классификации психологических исследований. Например, можно выделить фундаментальные и прикладные исследования, можно классифицировать их по условиям проведения и по преобладанию ка ...