III. Для нанесения полировки может использоваться жесткая кисть, щетка или кусок материи.

IV. Затем вы можете нанести два слоя затвердевающего лака для окончательной полировки.

Тщательно рассмотрев написанное, Кеннет переработал окончательный вариант, в котором основные положения образовали параллельную структуру. Каждое предложение начинается с глагола в повелительном наклонении (выделено курсивом).

I. Вымойте стол тщательно.

II. Нанесите основной слой краски на старую поверхность.

III. Отполируйте стол жесткой кистью, щеткой или куском материи.

IV. Нанесите два слоя затвердевающего лака для окончательной полировки.

Обратите внимание на то, как эти незначительные изменения проясняют и усиливают смысл, позволяя слушателям лучше воспринять основные этапы восстановления полировки.

Рассмотрев первые два вопроса, обратимся к третьему.

Ясность основных положений

— формулировка основных положений, вызывающая одинаковые образы в сознании всех слушателей.

Похожая структура основных положений

— схожая синтаксическая структура формулировки основных положений, при которой они часто начинаются с одинаковых вводных слов.

3. Насколько содержательны основные положения? Основные положения наполнены содержанием и осмысленны, когда они содержат значимую информацию. Если они не несут серьезной смысловой нагрузки, аудитория не получает значимой информации и у слушателей пропадает мотивация запоминать ее. Вернемся к первоначальному варианту основных положений речи Эмминга. Предположим, что он представил их так:

Очень важно подумать о ставке.

Что может почерпнуть аудитория из этого утверждения? Ничего особенного. Возьмем для сравнения другую формулировку:

Первым критерием выбора подходящей кредитной карты является изучение процентной ставки.

Теперь у слушателей есть возможность объединить идею процентной ставки со значимой задачей — выбором подходящей кредитной карты.

Рассмотрим последний вопрос.

4. Ограничено ли количество основных положений? Количество основных пунктов ограничено, если их не более пяти. Если вы при формулировке основных положений изложили тезис слишком обобщенно или отклонились от него, их количество может достигать пяти, семи и даже десяти. Длинный список обычно свидетельствует о том, что некоторые пункты повторяются либо являются «подпунктами». Если у вас более пяти основных положений, сгруппируйте схожие под одним заголовком или определите, какие являются «подпунктами», чтобы включить их в один из пунктов. Затем проверьте, насколько они соответствуют тезису.

Предположим, что вы произносите речь об эффективном выполнении штрафных бросков в баскетболе. Первоначальный список основных пунктов выглядит, скажем, так:

I. Встаньте лицом к корзине перед броском.

II. Держите плечи параллельно штрафной линии.

III. Удобно расставьте ноги, согните их в коленях.

IV. Выставьте ногу, противоположную бросающей руке, чуть вперед.

V. Держите мяч в бросающей руке, согнув ее в локте.

VI. Сконцентрируйте внимание на точке, расположенной прямо над кольцом.

VII. Выпрямите колени во время броска.

VIII. Сопровождайте движением руки полет мяча.

Теперь перечисленные пункты можно сгруппировать под тремя заголовками, чтобы сделать их более содержательными:

I. Во-первых, расположитесь правильно перед корзиной.

А. Встаньте лицом к корзине перед броском.

Б. Держите плечи параллельно штрафной линии.

II. Во-вторых, придайте телу необходимое равновесие.

А. Удобно расставьте ноги, согните их в коленях.

Б. Выставьте ногу, противоположную бросающей руке, чуть вперед.

III. В-третьих, бросайте мяч плавно.

A. Держите мяч в бросающей руке, согнув ее в локте.

Б. Сконцентрируйте внимание на точке, расположенной прямо над кольцом.

B. Выпрямите колени во время броска.

Г. Сопровождайте движением руки полет мяча.

Заметьте, что второй вариант имеет больше высказываний (одиннадцать против восьми), но три основных заголовка, каждый из которых объединяет от двух до четырех высказываний, запомнить легче, чем восемь отдельных пунктов.

Содержательные основные положения

информационные положения.

Ограниченное число основных положений

количество основных положений, не превышающее пяти.

Определение наилучшего порядка

изложения

Речь можно построить по-разному. Ваша цель — подобрать или создать такую структуру, которая помогала бы аудитории лучше усвоить материал. Хотя в «настоящих речах» много вариантов построения, начинающему оратору лучше использовать три способа упорядочивания материала: тематический, временной (хронологический) и логический.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Виды психологических исследований
Есть различные классификации психологических исследований. Например, можно выделить фундаментальные и прикладные исследования, можно классифицировать их по условиям проведения и по преобладанию ка ...

Квазиэкспериментальные планы
Строго говоря, «настоящие» экспериментальные исследования проводятся с использованием управляемых независимых переменных и либо эквивалентных групп в случае межсубъектных планов, либо позиционного ...

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...