Поскольку вступление предшествует основной части, многие ораторы уверены в том, что именно с него следует начинать планирование речи. Однако трудно думать о вступлении, не рассмотрев весь материал. Лучше сначала подготовить основную часть речи: напишите главный тезис, выберете и определите основные пункты плана и определите порядок их изложения. Планируя основную часть речи, вы можете подобрать примеры или доводы, которые объясняют, подтверждают или иллюстрируют ваши основные мысли. Об иллюстративном материале мы поговорим позже в этой главе.

Тезис

Когда вы соберете необходимую информацию, начните составлять речь с того, что сформулируйте тезис, в одном предложении выражающий общую цель вашего выступления. Чем отчетливее будет ваш тезис на этой стадии подготовки, тем легче вам будет выбрать, сформулировать и упорядочить основные идеи. Например, Эрин играет в университетской женской команде по волейболу, поэтому она хорошо знакома с соответствующей темой и может сразу записать следующий тезис: «Три составляющих эффективной подачи в волейболе — это хороший подход, энергичный размах и сильный удар».

Однако часто вы собираете разнообразную информацию, связанную с конкретной целью речи. Затем вы решаете, какая информация наиболее важна для достижения вашей цели. Рассмотрим пример, иллюстрирующий, как проходит процесс выделения основных положений доклада, когда собрана большая часть нужной вам информации.

Когда Эмминг изложил конкретную цель своего выступления: «Я бы хотел, чтобы слушатели узнали о главных критериях, по которым следует выбирать кредитную карту», он уже знал, о чем расскажет в своей речи. Но только после того, как он собрал достаточно информации, он смог выделить семь пунктов, которые могли бы стать главными критериями выбора подходящей кредитной карты:

• Процентная ставка

• Удобства

• Скидки

• Размер годового сбора

• Возврат переплаты

• Репутация учреждения

• Места постоянного обслуживания

Перечислив несколько предполагаемых основных пунктов плана вашей речи, вы можете выбрать наиболее важные из них для формулировки тезиса. Например, Эмминг заметил, что в некоторых источниках говорилось одновременно о важной роли процентной ставки и размера годового сбора. Кроме того, почти все источники сообщали о других стимулах, использующихся продавцами карт, — скидках и иных льготах. Эмминг вычеркнул редко встречающиеся пункты и соединил в один пункт преимущества. Теперь его список выглядел следующим образом: Теперь Эмминг с помощью обновленного списка так сформулировал свой тезис: «Три

Теперь Эмминг с помощью обновленного списка так сформулировал свой тезис: «Три критерия, которые позволят слушателям подобрать подходящие кредитные карты, это уровень реальной процентной ставки, размер годового сбора и предлагаемые льготы».

Тезис

— цель выступления, сформулированная в одном предложении.

Наблюдай и размышляй Рабочая тетрадь

Написание тезиса

1. В рабочей тетради под пунктом 14.1 запишите пробную цель вашей речи. Например, цель Эмминга была следующей: «Я хочу, чтобы люди научились выбирать наиболее удобную для себя кредитную карту».

2. Перечислите компоненты цели, которые могут стать основными пунктами вашей речи. Например, у Эмминга таковыми были процентная ставка, удобства, скидки, размер годового сбора, возврат переплаты, репутация учреждения и места постоянного обслуживания.

3. Оцените темы из вашего списка и выберите отдельные компоненты, которые лучше всего отражают цель речи.

4. Объедините эти основные пункты в законченное предложение, которое будет вашим тезисом.

Формулирование основных положений

Определившись с тезисом, можно приступать к формулированию основных идей, которые образуют главную часть вашей речи. Основные положения — это развернутые предложения, представляющие идеи, содержащиеся в тезисе. Основные положения можно рассматривать как ключевые компоненты вашей речи — идеи, которые должны запомнить ваши слушатели, даже если большего они запомнить не смогут.

Основные положения

— развернутые предложения, представляющие идеи, содержащиеся в тезисе.

Напишите основные положения речи в форме развернутых предложений

Очень важно, чтобы основные положения были написаны в форме развернутых предложений, поскольку только предложения могут достаточно полно отразить их связь с тезисами. Например, если Эмминг говорит: «Три основных положения моего доклада это реальная процентная ставка, размер годового сбора и предлагаемые льготы», вы можете не понять, что основные положения являются критериями выбора кредитной карты. Поэтому необходимо дальнейшее усовершенствование текста. Используя римские цифры, Эмминг может представить основные положения в качестве первоначального наброска своей речи:

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Проблемы искажения
Поскольку в психологических исследованиях экспериментаторы, а обычно и испытуемые, — это люди, то есть вероятность появления некоторого «искажения», попытки предугадать, что должно произойти в ход ...

Оценка наблюдений
Исследователь, проводящий наблюдения, должен быть готов к возникновению некоторых проблем, в том числе проблемы недостаточного контроля, к появлению внесенного наблюдателем искажения, к проблеме р ...

Способы познания
Давайте задумаемся над чем-нибудь, что мы считаем безусловно верным. Это может быть нечто совсем простое, вроде мысли о том, что сад лучше поливать утром, а не вечером, или нечто сложное, как, нап ...