Какой бы материал ни находился у вас в руках, факты или изложение мнений, вам необходимо точно записать информацию и точно описать источники, чтобы вы могли потом правильно на них ссылаться.

Как записывать информацию

Как следует записывать информацию, которую вы планируете использовать? Поскольку вы не можете знать заранее окончательный порядок ее расположения, лучше всего будет записывать информацию на карточках для заметок.

При такой методике ведения записей каждое утверждение о фактах или экспертное мнение вместе с библиографической документацией выписывается на отдельную карточку размером 10х15 см или больше. Хотя может показаться, что проще записывать весь материал из одного источника на один большой лист бумаги (или сделать фотокопию нужных страниц), сортировать и организовывать материал будет намного легче, если каждая часть материала будет записана отдельно. На каждой карточке обозначьте тему, к которой относится информация, запишите информацию и данные об источнике. Любая часть информации, записанная дословно, должна быть заключена в кавычки.

Данные об источнике различаются в зависимости от того, взята информация из книги, из журнала или газеты или с веб-сайта. Если это книга, включите туда имена авторов, название книги, место, где издана книга и название издательства, дату выхода книги и страницу или страницы, откуда взята информация. Если ваш источник — журнал или газета, выпишите имя автора статьи (если оно приводится), заголовок статьи, название периодического издания, дату его выхода и страницу или страницы, с которых взята информация. Для веб-сайтов записывайте адрес сайта, заголовок, под которым вы нашли информацию, и дату посещения вами сайта. Конкретные рекомендации и примеры, касающиеся подготовки выдержек из источников (в том числе, интервью) для включения их в готовый конспект речи, приводятся в главе 14. В любом случае записывайте сведения об источниках достаточно подробно, чтобы информацию впоследствии можно было найти, если это понадобится. На рис. 13.3 дан пример правильно заполненной карточки для заметок.

По мере того как объем собранной информации будет расти, сортируйте материал, помечая каждую найденную деталь заголовком раздела темы, к которому она относится. Например, при подготовке речи о лихорадке Эбола — смертельной болезни, распространенной в Африке, — вы можете выписывать на карточки заметки о причинах, симптомах и способах передачи инфекции. Карточка на рис. 13.3 попадает в раздел под заголовком «Новая вспышка болезни».

Сколько вам нужно использовать источников зависит от того, какого типа речь вы собираетесь произносить. В случае рассказа о своем личном опыте вы сами будете главным, если не единственным, источником. Однако для составления доклада или речи, направленной на убеждение, ораторы обычно используют несколько источников. Для речи о лихорадке Эбола, где вы планируете рассказать о причинах, симптомах и способах распространения болезни, вам, вероятно,

Тема: Лихорадка Эбола Заголовок: Новая вспышка болезни

«После трех лет пребывания в спящем состоянии вирус лихорадки Эбола вновь проявил себя — на этот раз в Уганде, где от смертельной болезни погиб 31 человек».

Генри Вассва, «Вспышка эпидемии лихорадки Эбола в северной Уганде за последние две недели унесла 31 жизнь», Naples Daily News, 16 октября 2000 г., с. 11А.

Рис. 13.3.

Пример записи информации на карточке для заметок

«Как указано в статье о японских рабочих в последнем номере журнала Time.»

«В последнем опросе института Гэллапа, выдержки из которого приводятся в номере журнала Newsweek за 10 февраля»

«Но чтобы получить полную картину, нам нужно взглянуть на статистику. Согласно «Статистическому обзору» за 2000 год, уровень производства в Европейском экономическом сообществе возрос с_» «В своей речи о деловой этике, произнесенной в Американском обществе организации связей с общественностью в ноябре прошлого года, председатель конференции Престон Таунли сказал»

Страницы: 1 2

Смотрите также

Факторный анализ
Факторный анализ — это статистический инструмент, который лежит в самой основе исследования индивидуальных различий. Многочисленные варианты его использования включают конструирование тестов, выявл ...

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...