Итак, первый шаг для эффективной подготовки речи — определить цель вашей речи. Вы начинаете с выбора области, в которой что-то знаете и к которой проявляете интерес. Это может быть ваша работа, хобби или интересующая вас проблема. Затем, чтобы найти подходящую тему, используйте метод «мозгового штурма» и составьте список из тем, соответствующих выбранной вами предметной области. Когда вы таким способом придумали по крайней мере 20 тем, вы можете пометить под каждым заголовком тему, которая вас особенно заинтересует.

Следующий шаг — проанализировать состав аудитории и ситуацию и решить, как построить вашу речь. Анализ аудитории включает анализ знаний, интересов и установок вашей аудитории. Соберите конкретные данные об аудитории и определите, насколько она однородна. Используйте эту информацию, когда хотите спрогнозировать, в какой мере аудитория будет заинтересована в вашей теме, поймет ли она вашу тему и как отнесется к вам и вашей речи. Учтите также то, как сама ситуация и физическая обстановка могут повлиять на общий план вашего выступления.

Как только у вас появилась тема и вы проанализировали состав аудитории и обстановку, можно определить цель речи и написать тезисы. Общая цель речи — полное предложение, определяющее конкретную реакцию, которую выступающий хочет вызвать у аудитории. Написание конкретной цели речи включает следующую процедуру: 1) запишите Рис. 12.6. Взаимосвязь предметной области, темы, общей цели, конкретной цели

Рис. 12.6. Взаимосвязь предметной области, темы, общей цели, конкретной цели и тезиса.

КАК БЫ ПОСТУПИЛИ ВЫ? Вопрос этики

Хотя Глен и Адам посещали один и тот же курс ораторского искусства, они были в разных группах. Однажды вечером, когда Адам разговаривал с Гленом о том, как трудно найти тему для речи, Глен упомянул о том, что он планировал произнести речь о положительном поступке. Поскольку на эту тему можно придумать бесконечное число разных целей речи, Глен подумал, что ничего плохого не будет, если он покажет приятелю список литературы. Он показал ее Адаму на экране компьютера.

Пока Адам просматривал библиографию, Глен спустился в холл забрать книгу, которую он одолжил приятелю утром. Пока Глена не было, Адам решил посмотреть, что есть еще у Глена в файле. Адам взволновался, когда увидел, что у Глена уже готов конспект речи, имеющей следующую цель: «Я хочу, чтобы слушатели в классе поняли, как создать домашнюю страницу в Интернете». Адам, подумав, что может сэкономить время, распечатал конспект; он оправдал свой поступок тем, что этот конспект натолкнет его на свежие мысли. Но поскольку времени на подготовку речи было мало, Адам решил просто использовать конспект Глена для своей собственной речи.

Позже на той же неделе преподаватель Глена беседовала с преподавателем Адама о речах, которые она слушала. Когда она упомянула, что Глен произнес очень содержательную речь о домашних страницах в Интернете, преподаватель Адама заметила: «Интересно, сегодня утром я слышала хорошую речь на ту же тему. А как, вы сказали, сформулирована тема этой речи?» Когда выяснилось, что цели у этих речей одни и те же, преподаватель Глена вернулась в свой офис и взяла его тезис. Просмотрев заголовки, преподаватели увидели, что обе речи совершенно одинаковы. Они оставили записки Адаму и Глену и попросили их зайти на следующий день к заведующему кафедрой.

1. В чем в данном случае заключается этическая проблема?

2. Было ли что-нибудь неэтичное в поведении Глена? Было ли что-нибудь неэтичное в поведении Адама?

3. Как нужно (если нужно) наказать Глена? А Адама?

черновой вариант цели речи; 2) обдумывайте ваш вариант, пока вы не придете к окончательной формулировке, определяющей конкретную реакцию или поведение, которого вы бы хотели добиться от аудитории; 3) проверьте, чтобы цель включала только одну идею; 4) пересмотрите формулировку цели так, чтобы в ней была четко сформулирована желаемая реакция аудитории; 5) запишите, по крайней мере, три различных версии цели, прежде чем выбрать одну.

РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ НАВЫКОВ Формулировка цели речи

л НавыК

Использование

Процедура

Пример

Выразить в одной фразе, какой именно реакции добивается оратор от аудитории.

Определить направленность речи.

1. Запишите формулировку цели речи в черновом варианте.

2. Просмотрите первоначальную формулировку и найдите законченное предложение, формулирующее конкретную реакцию или поведение, которого вы добиваетесь от вашей аудитории.

3. Убедитесь, что формулировка цели содержит только одну идею.

4. Переделайте инфинитив так, чтобы он точно описывал конкретную желаемую реакцию аудитории.

5. Напишите, по крайней мере, три разных версии цели.

Кен записывает: «Я хочу, чтобы мои слушатели узнали, на что обращать внимание при покупке еды для собаки». Когда он пересматривает первую формулировку, то в конце концов исправляет ее: «Я хочу, чтобы мои слушатели учли четыре фактора, которые важны, если они хотят купить хорошую еду для собаки». Как только Кен убеждается, что его цель нужно выразить в одной фразе, а слова «чтобы учли» указывают на желаемую реакцию аудитории, он записывает еще две формулировки, пришедшие ему в голову, и убеждается, что первая формулировка — наилучшая.

Смотрите также

Способы познания
Давайте задумаемся над чем-нибудь, что мы считаем безусловно верным. Это может быть нечто совсем простое, вроде мысли о том, что сад лучше поливать утром, а не вечером, или нечто сложное, как, нап ...

Один фактор — более двух уровней
Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два ее значения, является скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований ...

Валидность экспериментальных исследований
В главе 4 было введено понятие валидности в применении к измерениям. Этот термин также применяется к эксперименту в целом. Так же как измерение считается валидным, если измеряется именно то, что п ...