Когда вы выбрали тему, проанализировали аудиторию и обстановку произнесения речи, вы продолжаете подготовку к выступлению и определяете общую цель, которой вы собираетесь достичь, и затем определяете конкретную цель речи.

Общая цель

— цель речи (развлечь, проинформировать, убедить).

Рубрика: Наблюдай и размышляй Рабочая тетрадь

Анализ ситуации и обстановки

В рабочей тетради под пунктом 12.3 заполните бланк для анализа ситуации и обстановки, приведенный на рис. 12.4.

1. Ответьте на вопросы о ситуации и обстановке вашей первой речи.

2. Сохраните этот бланк. Вы используете эти данные для более эффективного выступления перед данной аудиторией.

Общая цель

Общая цель — это цель вашей речи. Она может состоять в том, чтобы развлечь, информировать и убедить в чем-либо аудиторию. Поскольку речь — это сложное действие, которое может по-разному повлиять на аудиторию, то такое разделение показывает, что в любой публичной речи преобладает какая-то одна цель. Рассмотрим следующие примеры.

Монолог Джея Лено3, открывающий программу «Вечернее шоу», всегда направлен на то, чтобы развлечь зрителей, хотя и включает материал, воспринимаемый как информирующий или убеждающий. Напротив, речь политического кандидата должна убедить слушателей голосовать за него, хотя в ней присутствует и материал развлекательного или информационного характера.

Хотя некоторые публичные ораторы произносят речи только для того, чтобы развлечь публику, в этом учебнике мы сосредоточим наше внимание на информационных и убеждающих речах — такие речи многие произносят в повседневной жизни.

Конкретная цель

Конкретная цель — это утверждение, определяющее, чего докладчик хочет добиться от аудитории. Например, в речи «Оценка алмазов» цель можно сформулировать так: «Я бы хотел, чтобы слушатели усвоили четыре основных критерия для оценки алмазов». А в речи «Поддержим "Юнайтед уэй"»4 цель можно определить как: «Я бы хотел, чтобы слушатели пожертвовали деньги в пользу "Юнайтед Уэй"». В первом примере цель состоит в информировании: выступающий хочет, чтобы аудитория поняла критерии оценки алмазов. Во втором примере цель — убеждение: докладчик хочет, чтобы слушатели внесли денежные пожертвования. На рис. 12.3 есть еще примеры конкретных целей, которые точно определяют, какой реакции докладчик добивается от слушателей.

Теперь давайте рассмотрим процедуру достижения цели конкретной речи и разложим эту процедуру на несколько ступеней.

Конкретная цель

— утверждение, определяющее, чего докладчик хочет добиться от аудитории.

1. Сначала запишите примерную цель речи — фразу, выражающую желаемую реакцию слушателей.

Предположим, Джулия сначала излагает цель речи по теме неграмотности: «Я хочу, чтобы мои слушатели поняли, что такое неграмотность». Тем самым Джулия утверждает, что ее цель — заставить слушателей что-то понять. Таким образом Джулия определяет, что речь носит информационный характер. Рис. 12.4. Бланк для оценки обстановки

Рис. 12.4.

Бланк для оценки обстановки

Предположим, она начала так: «Я хочу объяснить, что такое неграмотность». Хотя такая формулировка цели вполне разумна, в ней делается больший акцент на самом докладчике, а не на реакции аудитории. Формулировка конкретной цели обязательно должна начинаться с желаемой реакции аудитории.

2. Просмотрите свой первый вариант цели и напишите полное предложение, характеризующее реакцию аудитории. Вариант «я хочу, чтобы мои слушатели поняли, что такое неграмотность» — хорошее начало, но фраза «поняли, что такое неграмотность» не вполне ясна. Что именно в понятии «неграмотность» Джулия хочет объяснить своим слушателям? Если Джулия изменит слова в своей формулировке цели, то может получиться следующее: «Я бы хотела, чтобы слушатели поняли три аспекта проблемы неграмотности». Эта фраза полностью определяет цель ее речи. Обратите внимание, что такая формулировка включает в себя желаемую реакцию аудитории — «понять три аспекта неграмотности».

Теперь вопрос состоит в том, действительно ли фраза «понять три аспекта неграмотности» полностью отражает суть того, о чем она собирается говорить? Джулию волнует неграмотность в целом? Или неграмотность в конкретных ситуациях? В действительности, Джулия хочет уделить внимание тому, как безграмотность вредит людям, которые пытаются хорошо выполнять свою работу. С учетом этого, она пересматривает цель своей речи и записывает ее в следующей формулировке: «Я хочу, чтобы аудитория поняла три аспекта проблемы неграмотности на работе». Теперь ее цель ограничивается не только количеством понятий, но и ситуацией.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...

Валидность экспериментальных исследований
В главе 4 было введено понятие валидности в применении к измерениям. Этот термин также применяется к эксперименту в целом. Так же как измерение считается валидным, если измеряется именно то, что п ...